МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 Г.ЕЙСКА МО ЕЙСКИЙ РАЙОН УТВЕРЖДЕНО | | УТВЕРЖДЕНО | Начальник управления образования администрации муниципального образования Ейский район | | Решением педагогического совета МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район протокол № 1 от 27.08.2011 | _______________ И.А.Каинова | | ____________ А.И.Семке | «___»____________2011 | | «30» августа 2011 |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11 г.ЕЙСКА МО ЕЙСКИЙ РАЙОН Принята управляющим советом МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район протокол № _ от_____2011 _____________ ______ председатель совета Ф.И.О МОУ СОШ № 11 г.Ейска 2011 Содержание - Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебный план начального общего образования
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
- Программа отдельных учебных предметов, курсов
- Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образовани
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
- Основные термины и понятия основной образовательной программы
Вступление Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район, рассмотрена и принята педагогическим советом школы (протокол №1 от 27 августа 2011 года). Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников. Раздел 1. Пояснительная записка 1.1.Цели образования первой (начальной ступени) ступени общего образования В соответствии с возрастными особенностями, особенностями образовательной системы «Школа России» начальный этап развивающего образования в данном образовательном учреждении соответствует 1-5 классам общего образования. Начальный этап общего образования ставит в нашем образовательном учреждении следующие стратегические цели: - сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
- развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
- сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
- создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
- помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
- дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
1.2. Принципы и подходы к формированию ООП .В основе реализации ООП лежит системно – деятельный подход, который предполагает: - Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологии образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся в школе;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающегося;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
1.3. Общая характеристика ООП НОО Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа России». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально – грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки оставаясь при этом человеком. Программа базируется на следующих основных линиях развития школьника: 1)формирование произвольного поведения, 2)овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3)переход от эгоцентризма к децентрации, 4)мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику школьного образования. При разработке программы учитывался накопленный позитивный опыт современного начального школьного образования. Раздел 2 Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО 2.1. Планируемые результаты начального образования Компетентному человеку присущ творческий подход к решению любых встающих перед ним задач, при котором он может быть независимым от ожиданий своего окружения, контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностей, действовать самостоятельно, а не быть орудием чьих-то действий, быть автором собственной жизни. Определенный уровень компетентности может быть достигнут в условиях соответствующего обучения уже к концу младшего школьного возраста. Компетентное поведение предполагает:· автономное (независимое, самостоятельное, инициативное, ответственное) действие,· гибкое использование орудий (включая язык и понятия), согласно их предназначению,· функционирование в социально гетерогенных группах. К концу начального образования в соответствии с данной ООП НОО младший школьник сможет быть социально компетентен (иметь социальный опыт):· в ориентировке в окружающем пространстве (выборе цели передвижения, планировании маршрута и др.) и времени (определении времени по часам в часах и минутах, определении времени события, последовательности событий);· в проведении и организации культурного семейного досуга (досуга с друзьями, в разновозрастных группах) — спортивных и других игр, совместного музицирования, коллективного чтения и постановки театрализованных представлений, посещения художественных выставок, оценки произведений искусства (выражения собственного мнения),организации семейных и школьных праздников и пр.);· в проведении индивидуального культурного досуга (подборе художественной литературы для чтения, чтении и понимании художественного текста; подборе музыкальных произведений для прослушивания; самостоятельном сочинении несложных литературных и музыкальных произведений, создании несложных выразительных художественных произведений (графических, скульптурных, поделочных и пр.);· в получении ответов на возникающие у него вопросы об окружающем мире — определении подходящего способа получения ответа (самостоятельное наблюдение, экспериментирование, поиск информации в разнообразных информационных источниках), осуществления своей цели;· в осуществлении простейших трудовых (бытовых) дел — уборке территории, квартиры; несложном ремонте изделий; изготовлении несложных конструкций из разных материалов для решения собственных задач (в том числе, оценивать величину предметов «на глаз»; пользоваться инструментами; использовать образцы, схемы, эскизы, чертежи; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; решении расчетных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др., в том числе, с применением технических средств);· в осуществлении ухода за своим телом по мере необходимости — осуществлении поддерживающих гигиенических мероприятий, закаливающих процедур, умения почувствовать и осознать симптомы начинающейся болезни (в том числе, обращении за помощью к взрослому в нужный момент), осуществлении простейшей саморегуляции, самообслуживания;· в культурном и безопасном поведении в окружающем мире (доме, жилой местности, на природе); ведении культурного диалога в условиях бытового общения;· в осуществлении учебной работы в школе (в классе, группе, паре, разновозрастных группах, индивидуально) и самостоятельной учебной работы (выбор занятия, самоорганизация, простейшее планирование и т.д.). Для приобретения социального опыта особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе: 1. В отношении предметного мышления (решения задач, проблем):· умение отличать известное от неизвестного;· умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;· умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);· находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.). 2. В отношении содержательной коммуникации (коммуникативная компетентность):· владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;· умение презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);· умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);· умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;· способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях (автора, зрителя, критика);· способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления. 3. В отношении владения информацией (информационная компетентность):· правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст (независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;· классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;· представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;· читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;· читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;· находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;· следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;· работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала. 4. В отношении саморазвития (учебная (образовательная) компетентность:· способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;· способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;· самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;· определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;· обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;· уметь на основе установленных ими причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;· предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;· определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы;· сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;· сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания. Предметное содержание учебных дисциплин, заложенное в учебных курсах (дисциплинах), образовательных модулях оценивается через основные предметные грамотности (компетентности) в виде установления уровня освоения младшими школьниками культурных (т.е. исторически сложившихся в человеческой культуре) средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях общего образования. Основными предметными грамотностями (предметными компетенциями), обеспечивающими начальное общее образование, а также ключевые компетентности представлены в таблице 1. Уровень грамотности младшего школьника определяется степенью овладения учащимися учебными действиями и умениями. Основные группы действий, обеспечивающие предметные грамотности, а также ключевые компетентности приведены в таблице 1. В ходе формирования социальных (социального опыта), предметных и ключевых компетентностей происходит становление личности младшего школьника. 2.2.Образовательные результаты младших школьников после первого года обучения I.Сквозные образовательные результаты как основа для сохранения преемственности между ступенями образования Образовательная инициатива | Образовательная самостоятельность | Образовательная ответственность | Творческая инициатива в игровой деятельности, литературном, художественном, техническом творчестве – учащийся комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история; предметном – макет; сюжетный рисунок); Инициатива как целеполагание и волевое усилие в продуктивной деятельности – обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы, фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества, возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца; Коммуникативная инициатива в игровой, продуктивной и учебной деятельности – в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами; Познавательная инициатива в продуктивной и учебной деятельности - задает «умные» вопросы; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо) | уметь выполнить без взрослого определенное учебное задание (задания): определить его объем, темп и время выполнения. | возможность самому учащемуся предъявить на оценку взрослому (сверстнику) свою работу, предложить ее на публичную «доску достижений» |
II. Предметные результаты как основа для учебно-предметных компетентностей 1. Математическая грамотность | 1.1. Построение и измерение величин | 1.2. Числа и вычисления | 1.3. Зависимости между величинами | 1.4. Геометрический материал | - выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнения предметов (различать площадь и форму фигуры, сравнивать площади плоских фигур с помощью разрезания на части и перегруппировки этих частей);
- устанавливать отношение между числом, величиной и единицей (отмеривать величину с помощью данных мерки и числа, измерять величину заданной мерки и описывать эти действия с помощью схем и формул);
- производить прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта);
- описывать разностное отношение и отношение «частей и целого» с помощью чертежа и формулы.
| - сравнивать числа, находить их сумму и разность с помощью числовой прямой;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на уровне навыка.
| - устанавливать отношения между однородными величинами (равенство, неравенство «целого и частей»);
- решать текстовые задачи на сложение и вычитание в одно действие (анализ текста задачи с помощью чертежа);
- описывать зависимость между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами).
| - распознавать геометрические фгуры (прямая, отрезок, замкнутые и незамкнутные фигуры);
- устанавливать взаимное расположение предметов в пространстве: сверху, снизу, слева, справа, между)
| 2. Естественнонаучная грамотность | 2.1. Материальный объект как система признаков и свойств | 2.2. Процессы и их условия | - использовать схему наблюдения объекта при описании свойств объектов;
- выявлять наблюдаемые признаки объектов и фиксировать в графико-знаковой форме;
- сравнивать объекты по выраженности признака (свойства);
- осуществлять деление на группы по определенному критерию (двум независимым критериям), т.е строить простейшие классификации объектов;
- относить объект к группе по определенному критерию (по двум независимым критериям).
- читать и составлять схему процесса (изменения состояний объекта под действием условий);
- описывать состояния разных объектов;
- строить ряды объектов по указанному свойству;
- производить целенаправленное наблюдение за процессами происходящие вокруг нас в повседневной жизни.
| | 3. Языковая грамотность | 3.1. Отношение «звук-буква» - орфографическое действие | 3.2. Слово, его значение, звучание и написание | 3.3. Высказывание и его оформление в письменной речи | - определять звуковой состав слов, используя звуковые модели;
- устанавливать отношения «звук-буква», определяя две функции букв, используя звуко – буквенные модели;
- обозначать мягкость согласных на письме (с помощью гласных букв и мягкого знака; гласные после согласных, непарных по мягкости-твердости жи-ши, ча-ща, чу-щу), звук Й перед гласным (буквами е,е, ю,я) и не перед гласным (буквой й);
- определять и соотносить звуковой и буквенный состав типа коньки, язык и вьюга.
| - определять «ошибкоопасные места» (места орфограммы в слове);
- использовать правила написания большой буквы (в именах людей, в начале предложения);
- писать правильно слова, написание которых не расходится с произношением;
- использовать заданный алгоритм соединения букв и уметь соединять два-три рядом стоящие в слове буквы.
| - членить речь на отрезки, имеющие смысловую и грамматическую завершенность (предложения) и уметь их оформлять на письме;
- преобразовывать высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры;
- строить модель простого предложения;
- писать под диктовку небольшие предложения (3-5 слов) без пропусков и искажений букв (25-30 слов);
- записывать текст под диктовку со скоростью 15-20 буквенных знаков в минуту;
- контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку по заданному взрослым образцу.
| 4. Грамотность чтения | 4.1. Практическое освоение работы в позиции «читателя» | 4.2. Практическое освоение работы в позиции «чтеца» | - читать текст «про себя» и понимать прочитанное;
- находить в тексте слова и словосочетания, необходимых для подтверждения собственного понимания и оценки;
- определять настроение (тональность) художественного произведения;
- слушать сложные произведения в исполнении учителя.
| читать дидактический текст, используя чтецкую партитуру (выделенные ключевые слова и расставленные паузы); читать выразительно вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения 30-40 слов в минуту); читать текст по ролям народных и авторских произведений; оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения текста. | 5. Художественная и технологическая грамотность | 5.1. Практическое освоение работы в позиции «автора-технолога» | 5.2. Практическое освоение работы в позиции «автора-художника» | 5.3. Практическое освоение работы в позиции «художника-критика» | освоить простые операции разрезания и надрезов; склеивания и наклеивания; сгибания и скругления, сшивания и вышивания, прочного крепления разных материалов; освоить действия с материалами и инструментами, учитывая мерность по величине, форме, цвету, фактуре в трех градациях – двух крайних и средней. | освоить действие по созданию, восприятию и непосредственному практическому поиску соединения по форме, величине, цвету и другим свойствам разных материалов на основе эстетического принципа меры и замысла своей работы. | устанавливать смысловые и выразительные связи между изображениями, соединять их по содержанию своего рисунка, скульптуры, поделки, оценивая их по критерию «кто это?» (узнаваемость) и «что делает, чувствует изображенный субъект и какой он?» (выразительность). | 6. Грамотность собственного здоровья, безопасности и благополучия | 6.1. Здоровье и его укрепление | 6.2. Легкая атлетика | 6.3. Гимнастика | 6.4. Лыжная подготовка | 6.5. Спортивные игры | выполнять комплекс утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки; выполнять упражнения для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости); вести наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью; использовать средства ИКТ для фиксации динамики физических качеств обучающегося. | продемонстрировать такие физические качества как быстрота, ловкость и выносливость через освоение народной игры «Лапта» | продемонстрировать такие физические качества как сила, гибкость, равновесие средствами народных игр | продемонстрировать такие физические качества как координация, выносливость и волевых качеств – занятия в определенном температурном режиме средствами народных игр. | освоить некоторые правила игры в мини-баскетбол (элементарные умения в ловле, бросках, ведении и передачах мяча). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Универсальные учебные действия и социальный опыт как основы ключевых компетентностей Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей: | Социальный опыт | Учебная (образовательная) Компетентность | Компетентность взаимодействия (коммуникации) | Информационная компетентность | - производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
- производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
- различать оценку личности от оценки действия;
- сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты»;
- выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
- задавать «умный» вопрос взрослому или сверстнику;
- отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем;
- указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
- совместно с другим (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
| - использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
- инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
- различать оценку действия и оценку личности;<… Продолжение »
|
|
|