Новости

12:15

Зимняя школа а Таганроге

Зимняя школа в Таганроге

     Наступил Новый год. И когда все отмечают праздник в семейном кругу, школьники и учителя из различных уголков России собрались в свой семейный круг - Зимнюю школу «Учитель года», которая по традиции проходит в период зимних каникул.

      Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» - это проект, разработанный «Учительской газетой» и Межрегиональным клубом «Учитель года», а в этом году – еще и благодаря инициативе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Управления образования города Таганрога.

     В основу проекта положена идея: создать школу, в которой будут преподавать Учителя Года. Но поскольку они работают в разных регионах России, то такая школа возможна только как временный учебный коллектив. Таким образом, каждый регион, участвующий в программе, присылает делегацию, состоящую из Учителя года этого региона или других творчески работающих учителей, а также группы школьников 8-11 классов из этого региона. Каждый учитель привозит с собой урок. Этот урок может быть внепрограммным, основная задача учителя – сделать на этом уроке свой предмет максимально интересным для ученика.

   У Зимней школы две основные задачи. Во-первых, силами учителей года по-новому раскрыть для учеников хорошо известные им школьные предметы. Во-вторых, Зимняя школа – это площадка для широкого обмена педагогическим опытом. Все уроки и мастер-классы являются открытыми для учителей того региона, в котором проводится программа.

     Так в этом году, учителя Таганрога смогли увидеть уроки творчески работающих учителей 16 регионов России. Уроки были потрясающими, с них ученики выходили эмоционально-возбужденными и еще долго в коридорах и комнатах обсуждалось увиденное и услышанное.

     Созданный по такому принципу временный учебный коллектив функционирует всего пять дней в году – в период январских каникул. Правда, созданной на пять дней школе Учителей года нужно еще и материальное воплощение. Иными словами ей нужен дом.

     В этом году домом Зимней школы стал детский оздоровительный комплекс «Спутник», расположенный на берегу Азовского моря рядом с Таганрогом. Как сказано на сайте «Спутника» «комплекс расположен в уникальной парковой зоне с большим количеством разнообразных видов деревьев и пьянящим воздухом цветников в 50 метрах от моря. Азовское море самое безопасное для детского купания, с идеально ровным песчаным дном, с прогревом воды не ниже + 25 градусов». Правда, на сайте сделана оговорка, что эта информация действительна только в летние месяцы. Ну и что! Чистый  морозный воздух ничем не хуже аромата цветников, а в обогреваемых уютных номерах ничуть не менее комфортно, чем на теплом морском песочке. Тем более, что море – вот оно – рукой подать! Спасибо за гостеприимство коллективу оздоровительного комплекса «Спутник»  и его руководителям.

       В этом году Зимняя школа Учителей года проводится уже в восьмой раз. Причем четыре из них Учителей года и их учеников гостеприимно принимал Центральный округ Москвы, где в 2006 году проходила пилотная Межрегиональная Зимняя школа.

     Уроки Зимней школы активно посещались учителями школ Таганрога и Ростовской области. 

       Кроме того, в рамках Зимней школы мастер-классы провели лучшие учителя России. В вечерние часы взрослые участники программы, как обычно, собирались вместе для обсуждения новых образовательных проектов, презентации своих педагогических идей. И, конечно же, для участников Зимней школы была организована широкая экскурсионно-образовательная программа. Участники программы побывали в Таганрогском краеведческом музее, в Музее градостроительства и быта, в Лавке и домике Чехова, в литературном музее им. Чехова, других культовых объектах города на Азове.

           Инициатором проведения программы на Ростовской земле стала главный методист  Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Галина Михайловна Нестеренко. А координаторами Зимней школы на своей родной ростовской земле стали наши хорошие друзья Надежда Михайловна Растрепина, учитель математики из Цимлянска и Наталья Михайловна Денисенко, учитель географии из Аксайского района.

День первый. Таганрог встречающий.

     Снегом и ледяным панцирем встретил нас город на Азовском море, но мы сразу очутились в теплых объятьях наших друзей из Москвы, Челябинска, Новосибирска, Калининграда. Нужно было многое рассказать и о многом расспросить тех, с  кем летом мы участвовали в экспедиции в Удмуртии и не виделись целых полгода. Традиционное открытие с минимальным количеством пафосных речей и прекрасными номерами воспитанников учреждений дополнительного образования города Таганрога. Каждая делегация приготовила свое представление. Адыгейцы ворвались на сцену зажигательной лезгинкой, вологодцы поразили лирическим пением, воронежцы простотой импровизации.   Обязательный для открытия гимн собрал всех участников в большой круг: «Здравствуй, Богдо и Сатка! Южный Урал как сказка! Балтика, Теберда! Таганрогу тоже скажем - да!»

День второй. Таганрог, каким узнали его мы!

     Начались долгожданные уроки. Нас захлестнуло волной творчества, учительского  мастерства и профессионализма. Поразил урок Головнера Владимира Нодаровича, учителя химии школы № 1259 г. Москвы, Учителя года Москвы «Что движет миром». Владимир Нодарович доказал, что все процессы в природе сводятся к закону возрастания энтропии. Химические опыты и философские посылы сделали урок законченными и дали нам много пищи для размышлений.

     Запомнился урок Сергея Константиновича Лямина, учителя истории, Учителя года Тамбовской области, начальника отдела мониторинга научных конкурсов Управления МООД Тамбовского государственного университета «Дворянин и буржуа: столкновения двух эпох». Урок исторической психологии помог нам понять сущность этих сословий, и мотивы поведения людей. Мы провели аналогии с нашим временем…

     Мы посетили прекрасный урок Вережниковой Оксаны Владимировны, Учителя года Нижегородской области, учителя химии Лицея № 3 г.Сарова «Свеча горела на столе». На  уроке мы разбирали записи М. Фарадея и реакции взаимодействия углеводородов с кислородом, а затем на практике  мастерили свечи с запахом кофе и мандарина.

     Изящный урок творчества продемонстрировал учитель литературы Гимназии № 14 г.Ейска Краснодарского края Семке Галина Васильевна. В течение занятия мы познакомились с литературными приемами: сравнением, метафорой, параллелизмом. На практике смогли применить эти приемы для написания своих творческих произведений и у нас это очень хорошо получилось. Урок можно охарактеризовать словами Константина Бальмонта: «В моем саду мерцают розы белые, Мерцают розы белые и красные, В моей душе дрожат мечты веселые, Стыдливые и страстные…»

     На уроке Кобляковой Светланы Владимировны, Учителя года ХМАО, учителя географии Междуреченской школы «В стране летучих камней» мы занимались поиском, исследованиями, изучали факты, высказывали предположения, разбирали мировую экономику, опираясь на острова, придуманные нами самими и в результате на карте нашли ту самую страну. Мы открыли много интересного и полезного, и это здорово!

      Далее нас ждал искрометный мастер-класс победителя конкурса «Учитель года Калининградской области-2007», учителя литературы СОШ № 29 г.Калининграда  Соколовой Людмилы Николаевны «Игра и мука Бориса Пастернака». Мы читали стихи, импровизировали и, конечно, влюбились в поэзию этого гениального мастера.

     А после  обеда мы погрузились в жизнь и историю  города Таганрога. Разбившись на шесть команд, мы в течение трех часов искали ответы на таганрогские загадки. Например, найти в Таганроге памятник, изображенный на 500рублевой банкноте и найти на ней неточности, или найти дерево любви и определить его вид, и узнать, почему оно так называется. Нам понравилось сладкое задание, попасть в кулинарную достопримечательность Таганрога, известное кафе, где еще с советских времен готовят самые свежие и самые вкусные пирожные. На любимом месте встреч таганрожцев мы по старинным солнечным часам определяли разницу времени в Москве и Таганроге. Краеведческая игра «Таганрогские штучки» увлекла нас, и мы, не замечая времени, разгадывали тайны города.

      Приятной неожиданностью для нашей команды «Кра-Кра», так ласково назвали команду Краснодарского края,  стала победа и суперприз. Призерами стали сборные команды Москвы, Тамбовской и Волгоградской областей.

День третий. Таганрог исторический.

    Уроки начались со звонких ударов поварешки о дно химической кастрюли. В повседневной жизни мы не всегда объединяем понятия красоты, природы, здоровья.  Буханистов Александр Александрович, Учитель года Новосибирской области, учитель биологии СОШ № 1р.п.Маслянино сразу нас вовлек в дискуссию. Мы разобрали природу «по косточкам», а затем создали идеальную модель здорового во всех смыслах этого слова человека. Удивительно, но моделей оказалось много, по количеству учащихся в классе.

     Никогда не думали, что математика, словно поэзия, может так стремительно увлечь. На уроке Растрепиной Надежды Михайловны, Учителя года Дона, учителя математики Лицея № 1 г.Цимлянска мы расшифровывали  таинственную гипотезу Пуанкаре. На примере простых фигур, ленты Мебиуса мы смогли открыть великую тайну Перельмана.

    Следующим уроком была история Никоарэ Марины Ивановны, Учителя года Вологодской области, учителя СОШ № 30 г.Вологды  «7521 и 1812», где мы сравнивали Францию с Россией в Отечественной Войне 1812 года.    

     Как сложно и как просто удержать равновесие, если знаешь законы физики. На уроке Учителя года Удмуртии, учителя физики СОШ с.Уром Петрова Геннадия  Савватьевича мы познакомились со многими хитростями инженерной мысли и на практике смогли создать фигуры, которые имеют большую устойчивость.

     На уроке географии Маляевой Оксаны Владимировны, учителя географии из СОШ № 7 г.Сарова «Большая территория – зло или богатство России» мы рассуждали о проблемах и перспективах нашей необъятной родины, сравнивали ее с другими развитыми странами. Каждому дали шанс описать свое отношение к Родине, найти минусы и плюсы. Урок пролетел, как одна секунда, оставившая свой отпечаток на годы. Мы новое поколение, должны понимать и беречь нашу Россию.      

    Мастер-класс победителя конкурса «Учитель года Воронежской области-2001», старшего методиста ДПО Вороонежской области «ИПК и ПРО» Натальи Сергеевны Тихоновой «Ничего не понимают» не оставил в зале ни одного равнодушного человека. Наталья Сергеевна так читала стихи Маяковского, что зал аплодировал, не умолкая. А изображение стихов гениального поэта в виде аппликации и попытка проникнуть в тайны стихов оказали эмоциональное влияние. Можно с гордостью сказать, что на мастер-классе талант в лице Н.С.Тихоновой  открывал для нас гений Маяковского.

       История города Таганрога открылась нам при посещении старинных купеческих особняков и  краеведческих музеев. Мы узнали много нового о племенах, населявших эту благодатную землю, о тяжелых временах, которые пережил город во время оккупации в годы Великой Отечественной войны, о людях, которые стали лицом Таганрога и России.

       В вечерней программе участники зимней школы показали свои творческие таланты: современные и народные танцы, авторские песни, декламирование стихов и, конечно, исполнение ставшей легендой песни Кати Чех (Новосибирская область) «Расстояние». В конце вечера  каждый  смог загадать желание, и удивительно было то, что большинство ребят загадало: обязательно вернуться в этот семейный круг.

День четвертый.  Таганрог Чеховский.

     Приятно было посетить урок Семке Андрея Ивановича, Учителя года Краснодарского края, учителя физики МОУ СОШ № 11 г.Ейска «Только в физике соль, остальное все ноль». Мы разбирали наш богатый мир, связывая физику с литературой, математикой, историей, астрономией, биологией и т.д.  Мы убедились, что любознательность помогает вкусить самые вкусные плоды.

      На уроке Ирины Владиславовны Маркиной, Учителя года Адыгеи, учителя химии «Эколого-биологического лицея № 35» г.Майкопа мы познакомились с удивительными свойствами тринадцатого элемента. Интерактивные опыты наряду с практическими заданиями раскрыли перед нами красоту удивительного металла алюминия, и алюминия неметалла.

      Ребята и учителя из Таганрога побывали на уроке химии Фоменко Ирины Анатольевны, учителя года Ставропольского края, учителя химии СОШ № 12 г.Новоалександровска «Что такое жизнь?». Мы разбирали белки, выявляя его функции и свойства.

       Переодевшись в наряды, мы попали в мир донских казаков. Этот неповторимый мир перед нами открывала учитель географии из Большелогской СОШ Аксайского района   Денисенко  Наталья Михайловна. После изучения атрибутов, традиций донских казаков мы воссоздали казачий круг, пели песни и мастерили утварь.

     На уроке химии Мейснер Елены Викторовны, учителя года Волгоградской области, учителя Краснослободской городской гимназии «Химические мозголомки» мы проводили ток с помощью апельсина, медной проволоки и железного гвоздя, обесцвечивали йод апельсиновым соком, наблюдали за горением эфиров из апельсиновой кожуры. Одна фраза: химия в жизни!

      Мастер-класс лауреата конкурса «Учитель года Дона-2005» Чернохатовой М.Г. « В здоровом теле, здоровый дух» показал в очередной раз нам красоту человеческого духа на примере таганрожца, который переборол физическую ампутацию всех конечностей и стал поистине героем Ростовской земли.

     После обеда мы окунулись в мир гениального писатели, удивительного человека Антона Павловича Чехова. Мы посетили домик, в котором родился Антоша Чехонте, лавку, в которой он много трудился и проводил время за игрой на музыкальном инструменте, побывали в Гимназии № 2, в которой уютным образом расположился литературный музей А.П.Чехова. Финалом погружения в мир писателя стало посещения драматического театра.

День пятый. Таганрог  праздничный.

      На уроке биологии и информатики Хуснутдиновой Ларисы Борисовны учителя биологии  СОШ№4 г Сатка Челябинской области  и учителя информатики Курдакова Павла Юрьевича СОШ№8г г. Сатка Челябинской области мы говорили о возникновении жизни на Земле. Разделившись на группы, мы строили визуальную, аудиальную и кинестетическую картины мира.

     Перетягиванием площадей мы занимались на уроке Каминской Ирины Анатольевны, учителя математики гимназии им. Н.Г.Басова при Воронежском государственном университет. Простые геометрические методы, показанные учителем,  помогли нам достаточно легко решать не только сложные школьные задачи, но и задачи олимпиадного уровня. Всех увлекла математика, даже тех, кто был гуманитарием, всем нашлось занятие, и никто не чувствовал себя лишним

      Настоящим открытием для нас стал урок Тихоновой Н.С. и Наливкина Романа Валерьевича, учителей из Воронежской области с интригующим названием «И». Переплетение литературы, математики, логики и информатики позволили нам взглянуть на нашу жизнь с иной стороны.    

     Заключительным уроком была химия у Буханистовой Людмила Владимировны, учителя химии СОШ № 1 р.п.Маслянино, где мы проводили опыты с эфиром и невидимыми чернилами в виде лимонного сока. На практике нам удалось провести следствие и постичь такую увлекательную науку как химия.      

     Уроки завершились, и все участники программы ожидали традиционного брейн-ринга Обстановка в зале была накаленная. Как себя проявят «ветераны» - школьники? Какие вопросы подготовили педагоги? Игра началась, и неожиданностью для всех стало лидерство самых младших школьников. Вплоть до последнего тура сохранялась интрига. В результате победил опыт вместе с молодостью, сразу две команды набрали одинаковое количество баллов и стали победителями.

      В завершение Зимней школы становится традицией проведение интеллектуальной олимпиады «Наше наследие». По итогам олимпиады победителями стали: Ивахненко Анна (СОШ № 11 г.Ейск Краснодарский край), Михайлова Ольга (СОШ № 2 г. Губкин, Белгородская область), Ивахненко Дарья (СОШ № 11 г.Ейска Краснодарский край). 

    Подошло время закрытия. У всех на глазах появились слезы. За это короткое время наш коллектив «Зимней школы» стал чем-то очень хорошим, сплоченным. Ребята сдружились, учителя приобрели педагогический опыт. В школе каждый день стал памятным. С добрыми словами к нам обратились организаторы и хозяева экспедиции: мэр города Таганрога Прасолов Владимир Александрович, руководитель Управления образования г.Таганрога Шевченко Ольга Вячеславовна. Зал долгими аплодисментами благодарил хозяев за отличный прием и организацию.

      Зимняя школа – это мир, в котором все стало родным и близким, зимняя школа для нас стала новым шагом в жизни. Мы говорим огромное спасибо нашим учителям за организацию зимней школы, за их труд, за их вдохновение и творчество. Особую благодарность мы выражаем координаторам Зимней школы Головнеру Владимиру Нодаровичу и «Учительской газете».

      Зимняя школа - это не только обмен опытом учителей-победителей конкурса «Учитель года», но и особая атмосфера общения. И пусть некоторые из нас не первый раз в Зимней школе, нас не перестает удивлять, как много открытий может совершить человек, который носит имя –УЧИТЕЛЬ.

Каждый из нас увозит на родину с собой хорошее настроение, веру в будущее, и мы всем говорим: «До свидания, до встречи в Зимней школе -2014»

Редколлегия школьной газеты «Перекресток Ветров», МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район (Ивахненко Анна, Ивахненко Дарья, Бессонов Григорий, Сизова Василиса, Митина Анна)

(Использованы материалы В.Н Головнера, материалы экспедиции, фотографии Семке А.И.)

Контактная информация

МОУ СОШ № 11 г.Ейска

Адрес: 353660, Краснодарский край, г.Ейск, п.Краснофлотский, ул.Центральная 11/2


Телефон: (86132)92876

E-mail: seaniv2006@km.ru

© ansemke
Конструктор сайтов - uCoz