Новости

17:10

Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России «Балтика – 2011»

Всякая экспедиция, так или иначе, представляет собой

некий научный праздник, а никакой праздник не может длиться вечно.

Академик Василий Шумейко

 

 Десятая межрегиональная экологическая экспедиция школьников и учителей России проводилась с 4 по 16 июля 2011 г. на территории Национального парка «Куршская коса» в Калининградской области.

    Основными целями и задачами экспедиции являются: обучение школьников методике и практике исследований экологического характера в полевых мастерских учителей-победителей и финалистов Всероссийских конкурсов «Учитель года»; реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного, краеведческого и этнографического содержания в полевых условиях; проведение широкого спектра исследовательских работ в полевых условиях; освоение приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды; ознакомление с природным комплексом особо охраняемых территорий Калининградской области; обмен передовым педагогическим опытом между учителями России; содействие межрегиональному и межнациональному культурному и гуманитарному сотрудничеству.

    В период проведения экспедиции ее участники проживали частично  в летних домиках, частично в палаточном городке на территории детского оздоровительного лагеря «Алые паруса» (Калининградская область, Зеленоградский район, г. Зеленоградск, поселок Лесное, Куршская коса), расположенном в сосновом лесу на берегу Балтийского моря на Куршской косе.

Куршская коса является самой крупной песчаной пересыпью в мире. Ее северная часть принадлежит Литве, южная – России. На южной половине косы в 1987 году образован Государственный природный национальный парк.

Ценность и уникальность Куршской косы признана мировым сообществом: в 2000 г. международный российско-литовский объект «Куршская коса» был включен в Список всемирного наследия. Коса была расценена как «исключительный пример ландшафта, состоящего из песчаных дюн и находящегося под постоянной угрозой со стороны естественных сил, - таких, как ветер и вода».

Дневник экспедиции глазами школьника

Первый день (4.07)

  В этом году в экспедиции представлены 24 региона России и республика Болгария. 200 мальчишек и девчонок приехали в Калининградскую область. Встреча делегаций проходила под общие овации, новички, еще стесняясь, протягивали руку и знакомились, «старички» сразу попадали в объятия. Как устроились? Кто приехал? А далее подготовка к открытию экспедиции. Дом культуры п.Лесной был заполнен до отказа, флаги всех делегаций окутали все пространство. Выступление официальных лиц, показательные номера местных самодеятельных коллективов. Но…

   Самое интересное и захватывающее зрелище, конечно представление делегаций, участвующих в экспедиции. В этом году делегации представляли один из регионов, участвующих в экспедиции. Так делегация Ейска представляла ребят из Москвы, а нашу команду представляла Калининградская область. Все с выдумкой, интересными и неповторимыми находками, представляли регионы, из которых приехали новые друзья. Калининградская область и Краснодарский край сравнили свои регионы, и нашли много общего. Москвичи и ростовчане использовали поисковые системы и интерактивную игру. Все прошло в веселой и непринужденной обстановке, интересно и красочно.

День второй (5.07)

Ура!!! Сегодня начинаются мастерские. И нам повезло. Сегодня мы будем изучать почву под наставничеством Галины Геннадьевны Монаковой, учителя географии из Белгородской области. Сколько тайн таит в себе наша земля. Аккуратно слой за слоем мы создаем почвенный срез, изучаем механические и физические свойства, состав, определяем толщину гумуса. Все проходит в оригинальной занимательной форме.

А затем всем полюбившийся коми-бол. Под звуки волн Балтийского моря на белоснежном песке упражняемся в ловкости и прыгучести.

А в пресс-центре вовсю кипит работа. Идет монтаж  телерепортажа, с творческой группой активно работает учитель русского языка и литературы из п.Янтарный Калининградской области Соколова Людмила Владимировна.

Третий день. (6.07)

Сегодня в мастерской Максимовой Татьяны Владимировны, учителя биологии из Тульской области, мы изучали следы на песке. Косуля, барсук, кабан – как оказывается просто и легко читать следы, небольшие подсказки преподавателя и мы уже сами по причудливым паутинам следов можем рассказать о фауне Куршской косы

А вечером нас ждет посвящение в экспедиторы. Мы серьезно физически и морально настраиваемся на традиционные испытания. Весело, забавно и творчески проходят испытания: поем песни, валяемся в спальных мешках, носим друг друга на руках, а в финале на нас обрушивается ведро холодной балтийской воды и бутерброд с балтийскими шпротами. Мокрые и счастливые. Мы сделали это. Мы настоящие экспедиторы.

День четвертый. (7.07)

С утра ищем цветок папоротника. Пытаемся обливать друг друга водой. День Ивана Купалы все таки. А погода, как – будто сама за нас все решила.

 Моросит дождь, но ненастье не помеха в наших занятиях. Сегодня мы с Семке Галиной Васильевной, учителем русского языка и литературы из Краснодарского края будем заниматься топонимикой.  Оказывается, Балтийское море раньше называлось Варяжским, а народ, населявший берег, называли балтами – белые люди. Идем «в народ». В музее нам рассказывают о происхождении других названий, легенды и сказания окутывают тайну наименований. Для разгадки многих из них, оказывается, надо знать немецкий язык. Радуемся новым открытиям и замечательным находкам.

 А вечером спортивный праздник. Команда педагогов будет сражаться с нашими мальчишками в футбол, а потом сборная команда учителей сразиться с ребятами в волейбол. На поле царит обстановка, как на матче всех звезд. Болельщики с плакатами, есть свои кумиры. Вот Никита, который бурно пробивает все штрафные, а Семен самый главный в атаке. В середине игры болельщики  поддерживают обе команды. Опыт победил у молодости.

Пятый день. (8.07)

День святых Петра и Февронии начался с остроумных флеш-мобов муромчан и новосибирцев. Ручеек, пословицы и поговорки насытили серое утро. 

Сегодня мы оцениваем минеральные ресурсы с Владимиром Нодаровичем Головнером, учителем химии из г.Москвы. С собой мы несем на занятие переносную химическую лабораторию, в ней все и нужные реактивы и пробирки. Изучаем минералы, привезенные из других экспедиций: магнезит, калийную соль. Сравниваем. Как все просто и понятно. Растираем в ступке, анализируем на катионы и анионы. Так можно и влюбиться в химию!

Мы ждали экскурсию в Янтарный, в этом поселке самый большой в мире карьер по добыче природного янтаря. И песочница с голубым песком, в котором, если хорошо покопаться, можно найти настоящий янтарь. Навсегда запомниться музей янтаря в старинном замке, памятник Холокосту на берегу моря.

День шестой. (9.07)

В янтарном крае удивительно было бы не обратить внимание на «слезы солнца». На мастерской Людмилы Владимировны Буханистовой, учителя химии из Новосибирской области, и Маркиной Ирины Владиславовны, учителя химии из Адыгеи, мы изучили физические и химические свойства этого удивительного камня. Топили, жгли, обливали кислотой. Теперь мы с уверенностью можем отличить настоящий янтарь от подделки.

А вечером нас ожидали удивительные и неповторимые «Игры народов экспедиции». Удмуртские, адыгейские, ямало-ненецкие, кубанские и русские, сложные и простые, забавные и требующие ловкости, с удивительными и такими разными названиями. Все участники экспедиции смогли попробовать себя и в роли участника, и в роли ведущего.

Седьмой день (10.07)

  Утром мы отправляемся в Музейный комплекс национального парка Куршская коса. Сколько удивительных и необычайных поделок в Музее дерева нам удалось увидеть. А мастер-художник Андрей, сын Ивана, Баринов (так он себя величает) провел исключительно-познавательную экскурсию и познакомил нас символами и породами деревьев. Словно в фантастическую сказку мы попали в Танцующем лесу. Существует несколько версий происхождения его изогнутых, закрученных в кольца, «танцующих» деревьев: от биологических до биоэнергетических, геоанамальных и мифических. Побывали мы на самой высокой дюне Куршской косы, названной в честь лесовода Франца Эфа. Высота Эфа окружена белыми песчаными барханами, уходящими в Балтийское море. Фантастические пейзажи, заколдованные образы можно было видеть вокруг. Мы, завороженные от увиденного, долго обсуждали красоту окружающей нас природы.

  Можно ли по виду обыкновенной сосны определить экологическое состояние? Оказывается можно, и сделать это смогли мы на мастерской Телегиной Натальи Владимировны и Терещенко Людмилы Николаевны, учителей биологии из Свердловской области. Мы собирали хвою сосен с различных участков: у дороги, у водоемов, в национальном парке. По ее состоянию мы и определили экологическое состояние среды. Но для этого мы исследовали сотни хвоинок.

День восьмой. (11.07)

Мы попали в удивительную мастерскую Денисенко Натальи Михайловны, учителя географии из Ростовской области. Ориентирование на местности, практика выживания в экстремальных ситуациях, помощь пострадавшим  - вот те немногих вопросы, которые мы на практике смогли разобрать. Как построить жилище, правильно разжечь костер, устроить переправу, раздобыть воду и пищу, правильно организовать свой быт – всему этому мы в полевых условиях смогли научиться.

А вечером нас ждала увлекательная программа. В этом году экспедиционное движение отмечает юбилей – 10 лет. Балтика и Печора, Приазовье и Адыгея, Озерный край и Астраханская область, Домбай и Северный Урал, Волга и Байкал. Участники экспедиции комментировали исторические кадры, рассказывал об уникальных и интересных фактах, веселых историях и байках. Воспоминаний было много. Кадры на экране сменяли друг друга, видеофрагменты и фотоархив помогал вспомнить все то удивительное, что и называется ЭКСПЕДИЦИЕЙ.

Девятый день. (12.07)

А утром нас ждала удивительная наука – физика. В мастерской Семке Андрея Ивановича, учителя физики из г.Ейска, мы познакомились с историческими событиями, связанными с открытием строения атома и радиоактивности, побывали в лаборатории Дж.Дж.Томсона и смогли измерить радиационный фон в национальном парке, а также объемную активность проб воды и почвы около Балтийского моря и Куршской косы.

Удивительным событием для всех участников стала экскурсия в город Калининград. Уютный, красивый город впечатляет своими историческими артефактами. Мы побывали у могилы выдающегося мыслителя Иммануила Канта, посетили музеи океанографии и мирового океана, набережную исторического флота, побывали в музее Янтаря. Особенное украшение Кенигсберга – липовые аллеи. Более двухсот сортов, которые по очереди цветут с начала мая и до конца августа. Мимо памятника Шиллеру проезжаем, слушая байку, о том, что монумент уцелел благодаря фразе, написанной на нем одним красноармейцем: «Сохранить. Пролетарский поэт». Калининград - единственный город в Европе, в котором сохранились уникальные городские ворота. Их в городе – семь.

Пройдя Медовый мост, мы оказались у Кафедрального собора. Здесь в «профессорской усыпальнице» был похоронен Иммануил Кант в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики. Величие Собора, высказывания Канта и тихая органная музыка – фантастическое место.

Семь мостов Кёнигсберга существовали еще в XVI—XX веках. Взаимное расположение мостов натолкнуло математика Леонарда Эйлера на размышления, приведшие к возникновению теории графов. А нам очень понравился Медовый мост, перила которого украшают тысячи замков влюбленных пар.

В конце XX — начале XXI века поэтапно был создан уникальный для России Музей Мирового океана, располагающий интересными экспозициями и четырьмя музейными судами (в том числе подводной лодкой). Мы с удовольствием били в судовой колокол, вертели штурвал и осматривали палубы исследовательского судна «Витязь».

 

День десятый. (13.07)

    Сегодня на мастерской Растрепиной Надежды Михайловны, учителя математики из Ростовской области мы занимались лесной таксацией. Мы проводили качественную и количественную оценку леса  статике и динамике. Оказывается, без математики в лесу трудно обойтись. Мы определяли высоту деревьев, рассчитывали объем леса, определяли массу древесины. На этой мастерской мы получили навыки практического применения математики

    После обеда мы попали на занятие «Осторожно, короеды!» Циклова Сергея Борисовича, учителя биологии из Владимирской области. В теории все оказалось просто. Короедами часто ошибочно называют личинок жуков-усачей и других стволовых вредителей. На самом деле короеды – отдельное семейство жуков, отличающихся мелкими (или очень мелкими) размерами, формой тела и характерными ходами, оставляемыми взрослыми особями и личинками на внутренней стороне коры и наружной поверхности древесины. На практике короедов в национальном парке мы так и не нашли. Лесники очень хорошо ухаживают за лесом, не оставляя вредителям среды обитания.

     А вечером мы смотрели очередной сюжет экспедиционной телекомпании  «В курshe». И как умудряются ребята за такой короткий срок (один день) придумать, снять репортаж, смонтировать и озвучить и все это в полевых условиях. Молодцы! В очередной раз ребята удостаиваются оваций.

Одиннадцатый день (14.07)

    Когда мы прочитали название мастерской «Бриологи и бриоиндикация» не могли и подумать, что будем изучать физиологию и морфологию мхов. На данном занятии мы овладели методикой сбора и определения мховидных, а также с помощью метода бриоиндикации определили состояние атмосферы. Помогала нам осваивать новые горизонты Синенко Мария Владимировна, учитель биологии ЯНАО.

А после дневного отдыха мы попали в мастерскую Кирюхиной Ирины Леонидовны, учителя биологии из Тулы, в которой определяли состояния природных водоёмов в полевых условиях  по содержанию кислорода в воде, общей щелочности воды. Интересные химические опыты с использованием достаточно сложного оборудования, переносных персональных лабораторий, позволили нам провести целый ряд экспериментов. Вода в Балтийском море и заливе оказалась очень даже чистой. Здорово! Мы находимся в экологически безопасной среде, пьем чистую воду и дышим прекрасным воздухом!

      В вечерней программе нас ждал традиционный концерт межрегиональных делегаций. Необычность этого мероприятия в том, что школьники из различных регионов объединяются, чтобы создать творческий коллектив и исполнить свой номер на сцене. Участники пели блюз, играли на пианино, танцевали латиноамериканские танцы, исполняли французские романсы. Но больше всего нам понравился танец, который подготовили для нас учителя-мужчины. Зажигательный, веселый и креативный номер не оставил никого равнодушным. А закончился концерт пением под гитару уже полюбившихся песен.

Двенадцатый день (15.07)

В ходе работы экспедиции мы исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климотологический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом в районах национального парка Куршская коса. В течение двух недель мы  обучались проведению естественнонаучного мониторинга в 24 мастерских. Целый день мы обрабатывали результаты и вместе с нашими руководителями готовили выступления так, чтоб они запомнились и вызвали интерес у ребят. А вечером каждый из нас вышел на сцену и показал, все то чему научился в экспедиции. Получилось здорово!!!

    В минуты отдыха мы бежали на море, оно манило нас, своими волнами и чистотой, белоснежным песком и редкими солнечными лучами.

Как быстро все закончилось. Последний день (16.07)

    Закрытие экспедиции проходило на лужайке, весело на небе смеялось солнышко. Официальные речи сменились награждением дипломами и благодарностями отличившимся. В конкурсе «Золотая ручка» в этом году 100 бальный результат показала Угрюмова Александра из Москвы, порадовал и наш Феликс Суздорф, вошедший по итогам в десятку лучших. Победители получили янтарные ручки и подарки.

    По итогам учительского голосования лучшей была признана Тукай Надежда из Белгородской области, а в конкурсе фотографий победила Серпуховитина Дарья из той же делегации. Наши ребята были отмечены в номинациях: Гнип Сергей за лучшую сюжетную фотографию, Замолинский Сергей за лучший портрет, Гусев Дмитрий за лучший пейзаж.

    Пришло время расставаться. Небо вместе с нами плакало, под гитару мы пели гимн экспедиции и уже ставшую популярной песню Кати Чех из Новосибирской области «Расстояние»: «Нас разделяют расстоянья и мосты, Звезды на небе и мечты, А так хотелось быть рядом, Рядом с тобой…». Невольно образовалась фигура, напоминающее большое сердце, которое в такт музыке пульсировало.

    Десятая Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России на территории Национального парка «Куршская коса» завершена.

   По итогам работы экспедиции Митина Анна, Суздорф Феликс, Замолинский Сергей, Сорокин Антон, ученики МОУ СОШ № 11 г.Ейска, Гнип Сергей, Аверин Артем, Худякова Валерия, Гусев Дмитрий и Малышев Илья, ученики Гимназии № 14 г.Ейска  были награждены дипломами Министерства образования и науки, Межрегионального клуба «Учитель года» и Учительской газеты, а учителя Семке Андрей Иванович и Семке Галина Васильевна, благодарственными письмами.

Редакция школьной газеты «Педсоветик»,

Митина Анна, ученица 7 класса, Суздорф Феликс, ученик 10 класса МОУ СОШ № 11 г.Ейска, Худякова Валерия, ученица 10 класса МОУ Гимназия № 14 г.Ейска.

Контактная информация

МОУ СОШ № 11 г.Ейска

Адрес: 353660, Краснодарский край, г.Ейск, п.Краснофлотский, ул.Центральная 11/2


Телефон: (86132)92876

E-mail: seaniv2006@km.ru

© ansemke
Конструктор сайтов - uCoz