8.2. Поиграем в прятки.
8.3. Меняем 4 буквы на 4 цифры.
8.4. Сколько звёздочек?
8.5. Цифровые строчки.
8.6. Какая цифра?
9 раздел
И фокусы покажем, и секрет расскажем – 4 часа
9.1. Таинственные цифры.
9.2. «Лесной» фокус.
9.3. Таинственные квадраты в календаре.
9.4. Палиндромы (перевёртыши).
10 раздел
Трудность задач повышаем, решенье найти приглашаем – 7 часов
10.1. Греческие задачи с крестами.
10.2. Какой возраст? Время в задачах.
10.3. Считаем кубики.
10.4. Задачи с математическими палочками.
10.5. Задачки с деньгами.
10.6. Угадай и проверь.
10.7. Математическая олимпиада.
11 раздел
Умножение и деление – 7 часов
11.1. Весёлое умножение и деление.
11.2. Знай таблицу умножения (задачи в стихах).
11.3. Таблица умножения на пальцах.
11.4. Ребусы. Математическая сказка.
11.5. Задачи-игры: «Не собьюсь», «Таблицу знаю».
11.6. Задачи с многовариантным решением.
11.7. Математическая олимпиада.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний и раскрытие интеллектуально-познавательных и творческих способностей школьников; приобретение в познании собственного социального мира, жизни людей и общества; познание структуры и принципов существования общества, норм этики и морали, базовых общественных ценностей.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие умения извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и уметь обсуждать полученные сведения.
Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде; опыт управления другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей.
Формы контроля
Математические олимпиады.
Методические рекомендации
В программу факультативных занятий по курсу «Математика в играх и задачах» собраны интересные разноплановые задания, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, кругозора, логического мышления детей. Задания направлены также на формирование умений проводить сравнение, анализ, синтез, обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию и т.п.
Большую роль в привитии интереса к предмету математики имеет применение дидактических игр: кроссвордов, ребусов, шифровок, установление последовательностей, решение весёлых и познавательных задач и т.д. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующих значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Цель данного курса заключается в том, чтобы научить детей решать такие задачи, вооружить их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.
Курс «Математика в играх и задачах» направлен на то, чтобы вызвать у детей интерес к математике – живой, многоликой, разнообразной игре с числами, способной превратить любое явление в формулу.
Использованная литература
- Акимова С.И. Занимательная математика. Санкт-Петербург, «Тригон», 1998
- Волина В.В. Праздник числа (занимательная математика для детей). М.,«Знание», 1992
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Интегрированные уроки математики. М., «Вако», 2008
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., «Наука», 1982
- Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М., «Вако», 2010
- Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002
- Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Санкт-Петербург, «Лань», 1996
- Перельман Я.И. Живая математика. М., «Наука», 1978
- Сухин И.Г. Занимательные материалы. М., «Вако», 2004
- Сычёва Г.Н. Сборник задач и упражнений по математике. Ростов-на-Дону, «Баро», 2003
- Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе (развивающие игры, задания, упражнения), М, «Сфера», 2003
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
| Учебные пособия: «Занимательные логические задачи», «Сборник задач и упражнений по математике» |
|
2. | Печатные пособия | |
| Учебные пособия: «Занимательная математика», «Живая математика», «Нестандартные задачи по математике» | 4 комплекта |
3. | Технические средства обучения | |
| Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска | 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук |
4. | Экранно-звуковые пособия | |
| Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» | 4 комплекта
4 комплекта
|
5. | Игры и игрушки | |
| Электронные игры развивающего характера Игры для развития логики |
|
6. | Оборудование кабинетов | |
| Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска Сканер, принтер Цифровая фотокамера | 16 штук
16 штук 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук 9 штук 3 штуки |
Курс «Секреты орфографии»
Пояснительная записка
Данная программа общеинтеллектуального направления проектной деятельности по курсу «Секреты орфографии» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Программа рассчитана на 3 года обучения (общим объёмом 102 часа: по 34 часа во 2, 3, 4 классах). Выбор курса определяется желанием родителей учащихся 2 класса и самостоятельным выбором учащихся 3 и 4 классов.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю). Она реализует концепцию языкового образования с опорой на творческую, исследовательскую деятельность младших школьников.
Цель данного курса заключается в том, чтобы повысить и усовершенствовать грамотность младших школьников.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
ü ни в коем случае не повторять уже имеющиеся курсы;
ü не стремиться к максимально полному охвату всех сложных случаев правописания;
ü сосредоточить внимание на ошибках, которые чаще всего допускаются выпускниками начальной школы:
ü сгруппировать все правила правописания вокруг нескольких «горячих точек», т.е. тех вопросов, которые чаще всего задаёт себе пишущий.
Тематический план программы
№ | Название модуля, разделы | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||
2 | 3 | 4 | |||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные |
| |||
| Общеинтеллектуальное направление: факультатив по курсу «Секреты орфографии» |
102
|
34 |
|
34 |
|
34 |
|
|
1. | Разовьём фонематический слух | 4 | 4 |
|
|
|
|
| Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые-мягкие согласные звуки). Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. |
2. | Погружаемся в удивительный мир орфографии | 8 | 8 |
|
|
|
|
| Сравнивать модели звукового состава слов: находить сходство и различия. Контролировать этапы своей заботы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников |
3. | Смотри в корень | 18 | 8 |
|
|
| 10 |
| Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). |
4. | Словесные перекаты | 6 | 6 |
|
|
|
|
| Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать «лишнее» слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). |
5. | Очень ли трудно русское правописание? | 4 | 4 |
|
|
|
|
| Определять наличие изученных орфограмм в словах. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их расхождения. Обосновывать написание слов («Докажи, что в слове гора пишется буква о»).
|
6. | Старые знакомцы | 4 | 4 |
|
|
|
|
| Ориентироваться самостоятельно в толковом словаре: находить значение неизвестных слов. Подбирать синонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснить целесообразность выбранного синонима. |
7. | Кто-кто в алфавите живёт? | 7 |
|
| 7 |
|
|
| Называть правильно буквы алфавита, знать их последовательность. Соотносить звук и соответствующую ему букву. Использовать алфавит для упорядочивания слов |
8. | В путь за «главным» правилом | 7 |
|
| 7 |
|
|
| Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы. Объяснять написание слов, используя орфографический словарь. |
9. | «Фонемные» и «нефонемные правила | 10 |
|
| 10 |
|
|
| Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы |
10. | Приставки – труженицы | 16 |
|
| 8 |
| 8 |
| Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов; слов с заданными приставками. При определении состава слова приводить доказательства (в игровых упражнениях). |
11. | Как «оседлать» правило? | 2 |
|
| 2 |
|
|
| Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения. |
12. | Дорога к письменности | 6 |
|
|
|
| 6 |
| Объяснять значение слова - давать развернутое его толкование. |
13. | Из чего строятся слова? | 4 |
|
|
|
| 4 |
| Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). |
14. | Маленький «загадочный» театр | 6 |
|
|
|
| 6 |
| Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения. Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни. |
Основное содержание программы
1 раздел
Разовьём фонематический слух – 4 часа
1.1. Зачем нужны звуки? От звука к букве.
1.2. Стихи Р. Рождественского «Упражнение по фонетике», Н. Матвеевой «Путаница».
1.3. Давайте поиграем: «Расколдуй слово», «Расположи слово», «По порядку становись!»
1.4. Почему стали возможны «Несуразные вещи» (А. Шибаев)
2 раздел
Погружаемся в удивительный мир орфографии – 8 часов
2.1. Обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком.
2.2. Грамматические сказки: «Незаменимый знак», «Фокусник».
2.3. Давайте поиграем: «Занимательные квадраты», «Твёрдый-мягкий-твёрдый», «Четвёртое лишнее».
2.4. Хитрые вопросы. Эстафета «Как хорошо уметь писать!» Весёлые рифмы. Кроссворд загадок.
2.5. Не шипи зря (буквы и, у, а после шипящих.
2.6. Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными»
2.7. Слова и буквы играют в прятки.
2.8. Загадки. Кроссворды. Конкурс знатоков.
3 раздел
Смотри в корень – 8 часов
3.1. Обиженные гласные. Кто ударил гласные? Орфографическое лото.
3.2. Давайте поиграем: «Быстрый ответ», «Спрашивай – отвечаем», «Различай на слух».
3.3. Двойняшки в азбуке (плод или плот?)
3.4. Отрывок из книги М. Панова «Занимательная орфография» («Ошибки и описки»).
3.5. Рыцарский турнир. Метаграммы. Загадки.
3.6. И радость и ненастье в слове (непроизносимые согласные). Весёлые рифмы.
3.7. Как решается пропорция Б\П = Д\? (звонкие и глухие согласные). Лингвистическая задача-шутка. Шарады.
3.8. Чередование звуков в корне слова.
4 раздел
Словесные перекаты – 6 часов
4.1. Эти хитрые сочетания -чк, -чн. Весёлые рифмы.
4.2. Что предполагают предлоги. Правописание приставок и предлогов.
4.3. Подбери подходящие слова в шуточное стихотворение. Употреби нужный предлог.
4.4. Ничего не значат, но другим помогают. Стихотворение М. Матвиенко «Разделительный Ь и Ъ». Грамматическая сказка «Два братца».
4.5. Давайте поиграем: «Один – много», «Ловкий вратарь», «Придумай слово», «Ъ или Ь».
4.6. Поединок грамотеев. Гласные после Ц.
5 раздел
Очень ли трудно русское правописание? – 4 часа
5.1. Единые правила правописания слов.
5.2. Стихотворение А. Шибаева «Грустные вести».
5.3. Куда прячутся сомнительные согласные и безударные гласные? Всё надо помнить.
6 раздел
Старые знакомцы- 4 часа
6.1. Когда без словаря не обойтись? Задания от Словаринки.
6.2. Почему по две буквы в слове? (удвоенные согласные).
6.3. Почему надо быть внимательным при переносе слов с двойной буквой?
6.4. Подбери родственные слова. Загадки. Кроссворды.
7 раздел
Кто-кто в алфавите живёт? – 7 часов
7.1. Когда возникла наша письменность? Застывшие звуки. Кириллица
или глаголица
7.2. Меня зовут морфема. Звуки-смыслоразличители.
7.3. Познакомьтесь с фонемой поближе. Поиграем с фонемами. Для всех ли фонем есть буквы?
7.4. Как рождаются звуки? Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки».
7.5. Как обозначить твёрдые и мягкие фонемы? Буква – помощница (ь знак).
Таинственная фонема ( j ). Буква – подсказчица (ъ знак). Вторая
нагрузка ь знака.
7.6. Буквы – «актёры» (йотоносители). Ещё одна буква (ы). Вот и
алфавит.
7.7. Давайте поиграем: «Найди своё место», «Расставь по алфавиту», «Кто
за кем?», «Оживи алфавит». Викторина «Азбука и алфавит».
8 раздел
В путь за «главным» правилом – 7 часов
8.1. «Ошибкоопасные» места. «Зеркальные» и «незеркальные» слова.
8.2. Что такое орфографическая зоркость?
8.2. Тайна фонемы. Ключ к тайне фонемы.
8.3. Опасные согласные: звуки-«волшебники» (сонорные).
8.4. Давайте поиграем: «Проверь звучание сонорных», «Где сонорные?»
8.5. Звуки «живут» по закону. На сцене гласные: добрый «волшебник» -
ударение.
8.6. Выходим на «главное» (фонемное) правило.
8.7. Олимпиада.
9 раздел
«Фонемные» и «нефонемные» правила – 10 часов
9.1. Фонемы повелевают буквами. Когда ь знак пишется, а когда не пишется?
9.2. Добро пожаловать, Ь знак! Как получаются мягкие согласные?
9.3. Давайте поиграем: «Поймай мягкий согласный», «Каждому своё»,
«Твёрдый – мягкий – твёрдый».
9.4. Отгадай загадку. Занимательные квадраты. Хитрые вопросы. Эстафета.
9.5. Рассказ «Хвастун» (Г. Сорокин). Ь знаку въезд запрещён, но … не всегда!
9.6. «Масло масляное» (сочетания чн, чк, нч, нщ).
9.7. Давайте поиграем: «Большие – маленькие», «Кто больше?», «Из чего какой?»
9.8. Ваши старые знакомые (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).
9.9. Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!
Давайте поиграем: «Запоминай-ка», «Кто больше?», «Т – не Т».
9.10. Стихотворение В.Данько «Ягодка». «Нефонемное» правило (гласные
после Ц).
10 раздел
Приставки – труженицы – 8 часов
10.1. Игра с приставками. Много ли на свете приставок?
10.2. Для разных приставок – разные законы.
10.3. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).
10.4. Секрет безошибочного письма.
10.5. Игры с приставками: «Поймай приставку», «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?», «Раскрой скобки», «Подбери пару».
10.6. Коварная приставка с-. Нарушители «главного» правила (приставки второй группы: на З и С). Не «съешьте» второе С!
10.7. Самые трудные! (приставки третьей группы: пре-, при-)
10.8. Игры с приставками: «Приставка или нет?», «Прятки с приставками».
11 раздел
Как «оседлать» правило? – 2 часа
11.1. Волшебное слово – самоинструкция.
11.2. Составляем самоинструкцию (правописание частицы НЕ с разными
частями речи). Давайте поиграем: «Раскрой скобки».
12 раздел
Дорога к письменности - 6 часов
12.1. Как обходились без письма?
12.2. Понятно без слов. Древние письмена.
12.3. Рисуночное письмо.
12.4. «Священные знаки».
12.5. Договор между читающим и пишущим.
12.6. Рисунки и буквы.
13 раздел
Из чего строятся слова? - 4 часа
13.1. Строительная работа морфем.
13.2. Приставкины «смыслиночки».
13.3. «Смыслиночки» суффиксов.
13.4. «Смыслиночки» окончаний.
14 раздел
Приставки – труженицы – 8 часов
14.1. Правописание приставок пре-, при-.
14.2. Что может означать приставка при-?
14.3. Первое значение приставки при-
14.4. Второе значение приставки при-. В переносном смысле.
14.5. Третье значение приставки при-.
14.6. Четвёртое значение приставки при-.
14.7. Что может означать приставка пре-? Первое значение приставки пре-.
14.8. Второе значение приставки пре-. Тренируемся на всё вместе. Весёлые рифмы.
15 раздел
Смотри в корень! – 10 часов
15.1. Слова –« родственники». Правильные корни и корни-уродцы.
15.2. Давайте поиграем: «Третий лишний». Сколько бывает родственных
Слов?
15.3. Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные
сочетания (-оро/-ра; -оло/-ла; -ере/-ре; -ол/ле).
15.4. Стихотворение Б.Корнилова «Лошадь». Орфограмма с девичьим
именем (-…ир + -а- = -…ира-).
15.5. Суффикс -а- продолжает командовать. Ещё два почти девичьих
имени(-има-, -ина-).
15.6. Суффикс -а- командует гласными о и а. Рассказ К.Паустовского
«Зарница и заря».
15.7. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Текст «Царь и
вечерняя заря» Б.Сергунков.
15.8. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!».
Конкурс эрудитов.
15.9. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от
первоначальных значений. «Пересаженные» корни.
16 раздел
Маленький «загадочный» те… Продолжение »