…1.            Арифметические дорожки.

8.2.            Поиграем в прятки.

8.3.            Меняем 4 буквы на 4 цифры.

8.4.            Сколько звёздочек?

8.5.            Цифровые строчки.

8.6.            Какая цифра?

 

        9 раздел

И фокусы покажем, и секрет расскажем – 4 часа

9.1.    Таинственные цифры.

9.2.    «Лесной» фокус.

9.3.    Таинственные квадраты в календаре.

9.4.    Палиндромы (перевёртыши).

 

       10 раздел

Трудность задач повышаем, решенье найти приглашаем – 7 часов

10.1.             Греческие задачи с крестами.

10.2.             Какой возраст? Время в задачах.

10.3.             Считаем кубики.

10.4.             Задачи с математическими палочками.

10.5.             Задачки с деньгами.

10.6.             Угадай и проверь.

10.7.             Математическая олимпиада.

 

       11 раздел

Умножение и деление – 7 часов

11.1.            Весёлое умножение и деление.

11.2.            Знай таблицу умножения (задачи в стихах).

11.3.            Таблица умножения на пальцах.

11.4.            Ребусы. Математическая сказка.

11.5.            Задачи-игры: «Не собьюсь», «Таблицу знаю».

11.6.            Задачи с многовариантным решением.

11.7.            Математическая олимпиада.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

        Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний и раскрытие интеллектуально-познавательных и творческих способностей школьников; приобретение в познании собственного социального мира, жизни людей и общества; познание структуры и принципов существования общества, норм этики и морали, базовых общественных ценностей.

Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие умения извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и уметь обсуждать полученные сведения.

Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде; опыт управления другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей.

Формы контроля

 

       Математические олимпиады.

 

Методические рекомендации

 

       В программу факультативных занятий по курсу «Математика в играх и задачах» собраны интересные разноплановые задания, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, кругозора, логического мышления детей. Задания направлены также на формирование умений проводить сравнение, анализ, синтез, обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию и т.п.

        Большую роль в привитии интереса к предмету математики имеет применение дидактических игр: кроссвордов, ребусов, шифровок, установление последовательностей, решение весёлых и познавательных задач и т.д. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующих значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.

       Цель данного курса заключается в том, чтобы научить  детей решать такие задачи, вооружить их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.

        Курс «Математика в играх и задачах» направлен на то, чтобы вызвать у детей интерес к математике – живой, многоликой, разнообразной игре с числами, способной превратить любое явление в формулу.

 

Использованная литература

 

  1. Акимова С.И. Занимательная математика. Санкт-Петербург, «Тригон», 1998
  2. Волина В.В. Праздник числа (занимательная математика для детей). М.,«Знание», 1992
  3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Интегрированные уроки математики. М., «Вако», 2008
  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., «Наука», 1982
  5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М., «Вако», 2010
  6. Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002
  7. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Санкт-Петербург, «Лань», 1996
  8. Перельман Я.И. Живая математика. М., «Наука», 1978
  9. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М., «Вако», 2004
  10. Сычёва Г.Н. Сборник задач и упражнений по математике. Ростов-на-Дону, «Баро», 2003
  11. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе (развивающие игры, задания, упражнения), М, «Сфера», 2003

 

Материально-техническое обеспечение программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Учебные пособия: «Занимательные логические задачи», «Сборник задач и упражнений по математике»

 

2.

Печатные пособия

 

Учебные пособия: «Занимательная математика», «Живая математика», «Нестандартные задачи по математике»

4 комплекта

3.

Технические средства обучения

 

Экспозиционный экран

Видеомагнитофон

DVD проигрыватель

Телевизор

Ноутбук

Интерактивная доска

5 штук

5 штук

4 штук

16 штук

10 штук

7 штук

4.

Экранно-звуковые пособия

 

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»

4 комплекта

 

 

4 комплекта

 

5.

Игры и игрушки

 

Электронные игры развивающего характера

Игры для развития логики

 

  6.

Оборудование кабинетов

 

Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Видеомагнитофон

DVD проигрыватель

Телевизор

Ноутбук

Интерактивная доска

Сканер, принтер

Цифровая фотокамера

16 штук

 

            16 штук

5 штук

5 штук

4 штук

16 штук

10 штук

7 штук

9 штук

3 штуки

Курс «Секреты орфографии»

 

Пояснительная записка

 

Данная программа общеинтеллектуального направления проектной деятельности  по курсу «Секреты орфографии» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.

            Программа рассчитана на 3 года обучения (общим объёмом 102 часа: по 34 часа во 2, 3, 4 классах). Выбор курса определяется желанием родителей учащихся 2 класса и самостоятельным выбором учащихся 3 и 4 классов.

            Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю). Она реализует концепцию языкового образования с опорой на творческую, исследовательскую деятельность младших школьников.

            Цель данного курса заключается в том, чтобы повысить и усовершенствовать грамотность младших школьников.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

ü  ни в коем случае не повторять уже имеющиеся курсы;

ü  не стремиться к максимально полному охвату всех сложных случаев правописания;

ü  сосредоточить внимание на ошибках, которые чаще всего допускаются выпускниками начальной школы:

ü  сгруппировать все правила правописания вокруг нескольких «горячих точек», т.е. тех вопросов, которые чаще всего задаёт себе пишущий.

 

Тематический план программы

 

Название модуля,

разделы

Всего

часов

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

2

3

4

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

 

 

Общеинтеллектуальное направление: факультатив по курсу «Секреты орфографии»

 

102

 

 

34

 

 

34

 

 

34

 

 

1.

Разовьём фонематический слух

4

4

 

 

 

 

 

Воспроизводить заданный учи­телем образец интонационного вы­деления звука в слове.

Классифицировать звуки по за­данному основанию (твердые-мягкие согласные звуки).

Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков.

2.

Погружаемся в удивительный мир орфографии

8

8

 

 

 

 

 

Сравнивать модели звукового состава слов: находить сходство и различия.

Контролировать этапы своей заботы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В со­вместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников

3.

Смотри в корень

18

8

 

 

 

10

 

Группировать слова по задан­ному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами).

4.

Словесные перекаты

6

6

 

 

 

 

 

Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать «лишнее» слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или сло­во с омонимичным корнем в ряду родственных слов).

5.

Очень ли трудно русское правописание?

4

4

 

 

 

 

 

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Соотносить звучание и написа­ние слова, объяснять случаи их расхождения.

Обосновывать написание слов («Докажи, что в слове гора пишет­ся буква о»).

 

6.

Старые знакомцы

4

4

 

 

 

 

 

Ориентироваться самостоятель­но в толковом словаре: находить значение неизвестных  слов.

Подбирать синонимы для за­полнения пропуска в предложении, в тексте, объяснить целесообраз­ность выбранного синонима.

7.

Кто-кто в алфавите живёт?

7

 

 

7

 

 

 

Называть правильно буквы алфавита, знать их последовательность. Соотносить звук и соответствую­щую ему  букву.

Использовать алфавит для упо­рядочивания слов

8.

В путь за «главным» правилом

7

 

 

7

 

 

 

Моделировать в ходе коллек­тивной работы алгоритмы приме­нения орфографических правил.

Группировать слова по месту и типу орфограммы.

Объяснять написание слов, ис­пользуя орфографический слова­рь.

9.

«Фонемные» и «нефонемные правила

10

 

 

10

 

 

 

Моделировать в ходе коллек­тивной работы алгоритмы приме­нения орфографических правил.

Группировать слова по месту и типу орфограммы

10.

Приставки – труженицы

16

 

 

8

 

8

 

Анализировать текст с установ­кой на поиск в нем родственных слов; слов с заданными приставка­ми.

При определении состава слова приводить доказательства (в иг­ровых упражнениях).

11.

Как «оседлать» правило?                                                                                                           

2

 

 

2

 

 

 

Прогнозировать наличие опре­деленных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфог­рамм.

Контролировать правильность написания: письмо со знаками воп­росов на месте сомнения.

12.

Дорога к письменности

6

 

 

 

 

6

 

Объяснять значение слова - да­вать развернутое его толкование.

13.

Из чего строятся слова?

4

 

 

 

 

4

 

Группировать слова по задан­ному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами).

14.

Маленький «загадочный» театр

6

 

 

 

 

6

 

Анализировать уместность ис­пользования средств устного обще­ния в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, на­капливать опыт собственного ис­пользования речевых средств.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств уст­ного общения.

Использовать  нормы речевого этикета в по­вседневной жизни.

Основное содержание программы

 

        1 раздел

Разовьём фонематический слух – 4 часа

1.1.            Зачем нужны звуки? От звука к букве.

1.2.            Стихи Р. Рождественского «Упражнение по фонетике», Н. Матвеевой         «Путаница».

1.3.            Давайте поиграем: «Расколдуй слово», «Расположи слово», «По порядку становись!»

1.4.            Почему стали возможны «Несуразные вещи» (А. Шибаев)

 

2 раздел

Погружаемся в удивительный мир орфографии – 8 часов

2.1.            Обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком.

2.2.            Грамматические сказки: «Незаменимый знак», «Фокусник».

2.3.            Давайте поиграем: «Занимательные квадраты», «Твёрдый-мягкий-твёрдый», «Четвёртое лишнее».

2.4.            Хитрые вопросы. Эстафета «Как хорошо уметь писать!» Весёлые рифмы. Кроссворд загадок.

2.5.            Не шипи зря (буквы и, у, а после шипящих.

2.6.            Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными»

2.7.            Слова и буквы играют в прятки.

2.8.            Загадки. Кроссворды. Конкурс знатоков.

 

        3 раздел

Смотри в корень – 8 часов

3.1.            Обиженные гласные. Кто ударил гласные? Орфографическое лото.

3.2.            Давайте поиграем: «Быстрый ответ», «Спрашивай – отвечаем», «Различай на слух».

3.3.            Двойняшки в азбуке (плод или плот?)

3.4.            Отрывок из книги М. Панова «Занимательная орфография» («Ошибки и описки»).

3.5.            Рыцарский турнир. Метаграммы. Загадки.

3.6.            И радость и ненастье в слове (непроизносимые согласные). Весёлые рифмы.

3.7.            Как решается пропорция Б\П = Д\? (звонкие и глухие согласные). Лингвистическая задача-шутка. Шарады.

3.8.            Чередование звуков в корне слова.

 

        4 раздел

Словесные перекаты – 6 часов

4.1.            Эти хитрые сочетания -чк, -чн. Весёлые рифмы.

4.2.            Что предполагают предлоги. Правописание приставок и предлогов.

4.3.            Подбери подходящие слова в шуточное стихотворение. Употреби нужный предлог.

4.4.            Ничего не значат, но другим помогают. Стихотворение М. Матвиенко «Разделительный Ь и Ъ». Грамматическая сказка «Два братца».

4.5.            Давайте поиграем: «Один – много», «Ловкий вратарь», «Придумай слово», «Ъ или Ь».

4.6.            Поединок грамотеев. Гласные после Ц.

 

        5 раздел

Очень ли трудно русское правописание? – 4 часа

5.1.            Единые правила правописания слов.

5.2.            Стихотворение А. Шибаева «Грустные вести».

5.3.            Куда прячутся сомнительные согласные и безударные гласные? Всё надо помнить.

 

        6 раздел

Старые знакомцы- 4 часа

6.1.            Когда без словаря не обойтись? Задания от Словаринки.

6.2.            Почему по две буквы в слове? (удвоенные согласные).

6.3.            Почему надо быть внимательным при переносе слов с двойной буквой?

6.4.            Подбери  родственные слова. Загадки. Кроссворды.

 

        7 раздел

Кто-кто в алфавите живёт? – 7 часов

7.1.    Когда возникла наша письменность? Застывшие звуки. Кириллица     

  или глаголица

7.2.            Меня зовут морфема. Звуки-смыслоразличители.

7.3.            Познакомьтесь с фонемой поближе. Поиграем с фонемами. Для всех ли фонем есть буквы?

7.4.            Как рождаются звуки? Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки».

7.5.            Как обозначить твёрдые и мягкие фонемы?  Буква – помощница (ь знак).

          Таинственная фонема ( j ). Буква – подсказчица (ъ знак). Вторая

          нагрузка ь знака.

7.6.            Буквы – «актёры» (йотоносители). Ещё одна буква (ы). Вот и 

алфавит.

7.7.    Давайте поиграем: «Найди своё место», «Расставь по алфавиту», «Кто

              за кем?», «Оживи алфавит». Викторина «Азбука и алфавит».

 

 8 раздел

    В путь за «главным» правилом – 7 часов

    8.1.   «Ошибкоопасные» места. «Зеркальные» и «незеркальные» слова.

    8.2.   Что такое орфографическая зоркость?

    8.2.   Тайна фонемы. Ключ к тайне фонемы.

    8.3.   Опасные согласные: звуки-«волшебники» (сонорные).

    8.4.   Давайте поиграем: «Проверь звучание сонорных», «Где сонорные?»

    8.5.   Звуки «живут» по закону. На сцене гласные: добрый «волшебник» -    

             ударение.

    8.6.   Выходим на «главное» (фонемное) правило.

    8.7.   Олимпиада.

 

        9 раздел

    «Фонемные» и «нефонемные» правила – 10 часов

9.1.            Фонемы повелевают буквами. Когда ь знак пишется, а когда не пишется?

9.2.            Добро пожаловать, Ь знак! Как получаются мягкие согласные?

9.3.            Давайте поиграем: «Поймай мягкий согласный», «Каждому своё»,

«Твёрдый – мягкий – твёрдый».

9.4.            Отгадай загадку. Занимательные квадраты. Хитрые вопросы. Эстафета.

9.5.            Рассказ «Хвастун» (Г. Сорокин). Ь знаку въезд запрещён, но … не всегда!

9.6.            «Масло масляное» (сочетания чн, чк, нч, нщ).

9.7.            Давайте поиграем: «Большие – маленькие», «Кто больше?», «Из чего какой?»

9.8.            Ваши старые знакомые (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).

9.9.            Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!

              Давайте поиграем: «Запоминай-ка», «Кто больше?», «Т – не Т».

    9.10.  Стихотворение В.Данько «Ягодка». «Нефонемное» правило (гласные  

    после Ц).

 

        10 раздел

    Приставки – труженицы – 8 часов

10.1.        Игра с приставками. Много ли на свете приставок?

10.2.        Для разных приставок – разные законы.

10.3.        Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

10.4.        Секрет безошибочного письма.

10.5.        Игры с приставками: «Поймай приставку», «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?», «Раскрой скобки», «Подбери пару».

10.6.        Коварная приставка с-. Нарушители «главного» правила (приставки второй группы: на З и С). Не «съешьте» второе С!

10.7.        Самые трудные! (приставки третьей группы: пре-, при-)

10.8.        Игры с приставками: «Приставка или нет?», «Прятки с приставками».

 

 

    11 раздел

Как «оседлать» правило? – 2 часа

            11.1.  Волшебное слово – самоинструкция.

            11.2.  Составляем самоинструкцию (правописание частицы НЕ с разными  

частями речи). Давайте поиграем: «Раскрой скобки».

      

        12 раздел

Дорога к письменности - 6 часов

12.1.        Как обходились без письма?

12.2.        Понятно без слов. Древние письмена.

12.3.        Рисуночное письмо.

12.4.        «Священные знаки».

12.5.        Договор между читающим и пишущим.

12.6.        Рисунки и буквы.

 

        13 раздел

Из чего строятся слова?  - 4 часа

13.1.        Строительная работа морфем.

13.2.        Приставкины «смыслиночки».

13.3.        «Смыслиночки» суффиксов.

13.4.        «Смыслиночки» окончаний.

 

        14 раздел

Приставки – труженицы – 8 часов

14.1.        Правописание приставок пре-, при-.

14.2.        Что может означать приставка при-?

14.3.        Первое значение приставки при-

14.4.        Второе значение приставки при-. В переносном смысле.

14.5.        Третье значение приставки при-.

14.6.        Четвёртое значение приставки при-.

14.7.        Что может означать приставка пре-? Первое значение приставки пре-.

14.8.        Второе значение приставки пре-. Тренируемся на всё вместе. Весёлые рифмы.

 

        15 раздел

Смотри в корень! – 10 часов

15.1.  Слова –« родственники». Правильные корни и корни-уродцы.

15.2.  Давайте поиграем: «Третий лишний». Сколько бывает родственных 

     Слов?

     15.3.  Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные   

    сочетания (-оро/-ра; -оло/-ла; -ере/-ре; -ол/ле).

     15.4.  Стихотворение Б.Корнилова «Лошадь». Орфограмма с девичьим

               именем (-…ир + -а- = -…ира-).

     15.5.  Суффикс -а- продолжает командовать. Ещё два почти девичьих

               имени(-има-, -ина-).

     15.6.  Суффикс -а- командует гласными о и а. Рассказ К.Паустовского

     «Зарница и заря».

     15.7.  Командуют согласные звуки. Командует смысл. Текст «Царь и 

    вечерняя заря» Б.Сергунков.

15.8.  Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!».

Конкурс эрудитов.

15.9.  Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от

первоначальных значений. «Пересаженные» корни.

 

             16 раздел

      Маленький «загадочный» те… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz