…атр – 6 часов
16.1. Попробуем сочинять сами. 16.2. Шуточные вопросы. 16.3. Головоломки. 16.4. Конкурс эрудитов. 16.5. Ребусы.Шарады. 16.6. КВН «Трудно ли быть грамотным?»
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: интерес учащихся к родному языку, его загадкам, интересным фактам; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах правописания и произношения слов. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества: развитие умения извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Результаты третьего уровня: приобретение школьниками опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления по интересующим вопросам; организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде.
Формы контроля Олимпиады КВНы Конкурсы эрудитов
Методические рекомендации
Наблюдение за письменной речью младших школьников свидетельствует о том, что встречается немало ошибок и отклонений от орфографических норм современного русского языка Практическое назначение факультативных занятий по курсу «Секреты орфографии» состоит в том, чтобы дать учащимся представление о существующих нормах правописания, помочь им разобраться в трудных случаях написания слов. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом данного курса со своим содержанием и логикой построения. Каждый раздел программы приоткрывает одну из тайн родного языка и направлен на то, чтобы вызвать у школьников интерес к результату. Подобранные игры, кроссворды, шарады, ребусы, загадки дают пищу для детского ума, пробуждают у детей чувство удивления, вызывают удовольствие от открытого нового.
Использованная литература
3. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках. М., «Просвещение», 1995 4. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М., «Просвещение», 1991 5. Волина В.В. Весёлая грамматика. М., «Знание», 1995 6. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М., «АСТ»,1996 7. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991 8. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., «Просвещение», 1991 9. Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, «ДЕКОМ», 1994 10. Соболева О.Л. Когда правила смеются, М., «Новая школа», 1996 11. Соловьёва Н.Н. Говорим и пишем грамотно. М., «ОНИКС», 2008 12. Тоцкий П.С. Орфография без правил М., «Просвещение», 1991
Материально-техническое обеспечение программы
Курс «Азбука общения»
Пояснительная записка
Данная программа курса «Азбука общения» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Программа рассчитана на 4 года обучения (общим объёмом 135 часов: 33 часа – в 1 классе, по 34 часа – во 2, 3, 4 классах). Выбор курса определяется желанием родителей учащихся 1, 2 , 3 и 4 классов. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю). Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий, как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий. Целью курса является овладение детьми коммуникативными навыками, развитие творческого воображения и нравственного потенциала ребенка. В задачи курса входит: ü формирование у учащихся представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; ü расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; ü формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей; ü формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием; ü развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов); ü формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих; ü пробуждение у учащихся интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний.
Тематический план программы
Основное содержание программы
1 раздел Учусь понимать себя – 40 часов 1.1. Режим дня, его значение для здоровья и успешной учебы. 1.2. Важность правильной организации режима дня. 1.3. Значение нормальных условий жизни для роста и развития человека. 1.4. Приемы определения функционального состояния организма. 1.5. Необходимость особенно бережного отношения к собственному здоровью в период роста. 1.6. Зависимость физического состояния человека от его поведения. 1.7. Физическое развитие младшего школьника. 1.8. Оценка своего физического состояния. 1.9. Зависимость здоровья, самочувствия и успешной деятельности человека. 1.10. Дневник здоровья. Правила ведения дневника здоровья. 1.11. Настроение, причины его изменения. 1.12. Ролевые игры «Обида», «На перемене» 1.13. Влияние на настроение тех или иных событий. 1.14. Оценка собственного настроения. 1.15. Игры «Хвасталки», «Цветок» 1.16. Причины, которые вызывают смену настроения. 1.17. Внешние признаки, по которым можно определить настроение (выражение лица, голос, походка). 1.18. Игры «Точки», «Превращения» 1.19. Элементарные приемы, помогающие снимать напряжение, регулировать настроение. 1.20. Таблица настроения. Игра «Послушай меня». 1.21. Основные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. 1.22. Особенности познания окружающего мира с помощью органов чувств. 1.23. Игры «Четыре двери», «Скрепки» 1.24. Как связаны между собой различные виды ощущений. 1.25. Осторожность обращения с неизвестными веществами. 1.26. Вкусовые и зрительные иллюзии. 1.27. Чувства человека. Упражнение «Сочный арбуз». 1.28. Анализ собственных чувств, чувств других людей и литературных героев. Упражнение «Пушистый котенок». 1.29. Регуляция своего эмоционального состояния. 1.30. Многообразие окружающего мира, профессий людей в прошлом и настоящем. 1.31. Ролевая игра «Моя профессия». 1.32. Круг собственных интересов. 1.33. Игра «Краеведческий музей». 1.34. Понятие о хороших и плохих поступках. 1.35. Умение прогнозировать последствия поступков. 1.36. Привычки человека. 1.37. Игры «Воздушные шарики», «Твой день». 1.38. Полезные и вредные привычки. 1.39. Самоуважение . Игра «Кто я?» 1.40. Повышение самоуважения. Игры «Что я люблю – чего не люблю».
2 раздел Учусь понимать других – 37 часов 2.1. Давайте знакомиться. Игры-знакомства: «Снежный ком», «Прошепчи имя», «Я – ласка». 2.2. История имени, фамилии. 2.3. Понятие «родословная», «семья». 2.4. Семейные взаимоотношения, правах и обязанностях членов семьи. 2.5. Работа над художественными произведениями В.Сухомлинского «Семь дочерей», «Крылья матери». 2.6. Работа над художественными произведениями М.Скребцовой «Сердце матери», «История о чайке». 2.7. Работа над художественными произведением О.Уайльд «Малыш-звезда». 2.8. Упражнение «Дерево семьи». 2.9. Игра-драматизация «Семья в образах животных». 2.10. Я и моя семья. Рисунок «Моя семья». 2.11. Диагностическая игра «Почта». 2.12. Ролевые игры « Выходной день», «День рождения». 2.13. Упражнения, направленные на формирование группового единства «Поменяйтесь местами те, кто…», «Что в нас общего…». «Поезд». 2.14. Игры «Ледокол», «Ассоциации». 2.15. Как разговаривать с людьми. 2.16. Игры-тренинги «Знакомство», «Поздравление». 2.17. Игры-тренинги «Благодарность», «Просьба». 2.18. Игры-тренинги «Предложение», «Попросить разрешение». 2.19. Игры-тренинги «Принять предложение», «Отказ»,«Согласиться», «Не согласиться». 2.20. Игры-тренинги «Извинение», «Обратиться за помощью», «Сочувствие», «Предложить помощь». 2.21. Игры-тренинги «Поинтересоваться делами», «Спросить, что случилось» «Начать разговор». 2.22. Игры-тренинги «Похвалить другого», «Поддержать другого». 2.23. Интонация. Ее роль в общении людей. 2.24. Интонационное изменение смысла произнесенной фразы. Игра «Испуганный ёжик». 2.25. Причины возникновения трудностей при общении с людьми, их преодоление. 2.26. Игры «Аплодисменты», «Поддержка». 2.27. Игры «Просьба», «Поймай мяч». 2.28. Игры «Подарок», «Сделаем вместе», «Отказ». 2.29. Мимика и жесты. Их значение в общении. 2.30. Доброжелательные отношения между людьми. 2.31. Дружба. Ее ценность в жизни человека. 2.32. Друзья и дружеские отношения. 2.33. Законы дружбы и их значение. 2.34. Психологическая игра «Волшебная полянка». 2.35. Одиночество. Упражнения «Победи одиночество», «Мое настроение». 2.36. Способы преодоления одиночества. 2.37. Игра-путешествие «Одинокая звезда».
3 раздел Учусь общаться – 58 часов 3.1. Беседы о важности сотрудничества. Игра «Групповой портрет». 3.2. Совместные действия в сложных ситуациях. Игра «Сиамские близнецы». 3.3. Чтение и анализ художественного произведения Л.Воронковой «Солнечный денек». 3.4. Чтение и анализ художественных произведений В.Драгунского «Друг детства», «Денискины рассказы». 3.5. Чтение и анализ художественного произведения Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». 3.6. Прослушивание музыкальных произведений о дружбе и сотрудничестве. Игры «Неожиданные картинки», «Один и вместе». 3.7. Средства общения. 3.8. Понятия «общение», «бессловесное общение», «речевое общение», «мимика». 3.9. Способы и средствах бессловесного общения. 3.10. Игры «Нарисуй жестами»,«Скульпторы». 3.11. Игра-путешествие «Кораблекрушение». 3.12. Адекватная оценка себя и других. 3.13. Симпатии и привязанности, их анализ. 3.14. Игры «Ковер мира», «Цветочный дождь». 3.15. Бережное отношение к чувствам других людей. 3.16. Цветовая карта настроения. 3.17. Игры «Сладкая проблема», «Коробка переживаний». 3.18. Качества и черты характера, которые ценят в друзьях. 3.19. Игры « Любовь и злость», «Верный друг». 3.20. Критерии дружных отношений. 3.21. Равноправные взаимоотношения в дружбе. 3.22. Игры «Мой друг – дерево», «Музыкальные пальчики» 3.23. Дружеские отношения в коллективе. 3.24. Игры «Небоскреб», «Неожиданные картинки» 3.25. Ссоры. Причины их возникновения. 3.26. Игра «Конференция зверей» 3.27. Открытость во взаимоотношениях. 3.28. Выражение собственного отношения к другим. 3.29. Игры «Рисуем чувства», «Сад чувств». 3.30. Понятия «внимательность», «эмоции». 3.31. Способность чувствовать и понимать другого человека. 3.32. Игры «Одинокая звезда», «Походи в моих ботинках» 3.33. Работа над художественными произведениями В.Осеевой «Реши задачу», «Пуговица». 3.34. Работа над художественными произведениями В.Осеевой «Печенье», «Бабка». 3.35. Умение поставить себя на место другого человека. 3.36. Эмпатия и пути её развития. 3.37. Игры «Кукольный театр», «Что я чувствую?» 3.38. Конфликт. Пути выхода из конфликта. 3.39. Игры «Спустить пар», «Да и нет». 3.40. Необходимость и важность примирения. 3.41. Выражение собственных чувств без агрессии, когда рассержен или обижен. 3.42. Игры «Прогноз погоды», «Тух-тиби-дух!» 3.43. Умение контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме. 3.44. Игры «Отдать приказ», «Ворвись в круг». 3.45. Характер. Игра «Что было бы, если…» 3.46. Многообразие черт характера. 3.47. Сильные и слабые стороны собственного характера. 3.48. Формирование сильных сторон характера. 3.49. Игры «Охота», «Истории из мешка» 3.50. Возможность воспитывать в себе определенные черты характера. 3.51. Собственное мнение. 3.52. Игры «Шутливое письмо», «Слушаю внимательно» 3.53. Сопротивление негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. 3.54. Ролевые игры «На улице», «Однажды вечером» 3.55. Критическая оценка ситуации и поступков людей. 3.56. Ценность здоровья и здорового образа жизни. 3.57. Диагностика морально-волевой, эмоциональной сферы младших школьников. 3.58. Диагностика творческого воображения учащихся
Предполагаемые результаты реализа |
|