Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками, членами семьи.

Находить интересные сведения в справочной и дополнительной литературе.

Обсуждать коллективно полученную информацию.

11.

Планета Земля знакомая и незнакомая

7

 

 

 

 

7

 

 

 

Находить интересные сведения в справочной и дополнительной литературе.

Обмениваться полученными сведениями.

12.

Загадочная вода и таинственный воздух

10

 

 

 

 

5

5

 

 

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками, членами семьи.

Находить интересные сведения в справочной и дополнительной литературе.

Проводить групповые наблюдения и исследования, обсуждать полученную информацию.

13.

Удивительный мир растений

8

 

 

 

 

 

 

5

3

Находить интересные сведения из жизни растений  в справочной и дополнительной литературе.

Проводить групповые наблюдения и исследования, обсуждать полученную информацию.

14.

Секреты грибного царства

5

 

 

 

 

 

 

5

 

Находить интересные сведения в справочной и дополнительной литературе.

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед.

Уметь доносить информацию в публичных выступлениях.

15.

Загадки животного мира

15

 

 

 

 

 

 

11

4

Находить удивительные факты из жизни животных  в справочной и дополнительной литературе.

Проводить групповые наблюдения и исследования, обсуждать полученную информацию.

Уметь доносить информацию в публичных выступлениях.

16.

Тайны страны невидимок

6

 

 

 

 

 

 

6

 

Находить интересные сведения в справочной и дополнительной литературе.

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками, членами семьи.

Уметь доносить информацию в публичных выступлениях.

 

Основное содержание программы

 

1 раздел

Мир, в котором мы живём 13 часов.

1.1.            Где ты живёшь?

1.2.            Как выглядит наша «космическая улица»?

1.3.            Наш «космический город».

1.4.            Далеко ли до Солнца.

1.5.            Почему Солнце светит и греет?

1.6.            Погаснет ли Солнце?

1.7.            О чём спорят учёные?

1.8.            Чем планеты отличаются от звёзд?

1.9.            Холодные планеты.

1.10.        Луна или Солнце?

1.11.        Как там на Луне?

1.12.        Почему Луна выглядит по-разному?

1.13.        Секреты красавицы Луны.

 

 

2 раздел

Земля – наш «космический дом» - 15 часов.

2.1.    Почему на Земле день сменяет ночь?

2.2.    Лето и зима на Земле.

2.3.    Почему мы не замечаем движения Земли?

2.4.    Какая она, наша Земля?

2.5.    Какие бывают глобусы.

2.6.    Как Земля уместилась на листе бумаги?

2.7.    О чём рассказывают глобус и карта.

2.8.    Окружённые водой.

2.9.    Тайна шести материков.

2.10.  Сколько воды на Земле?

2.11.  Не много ли воды?

2.12.  Какого океана нет на глобусе и карте?

2.13.  Зачем Земле воздушное покрывало?

2.14.  Лёгкое ли воздушное покрывало Земли?

2.15.  Сообрази-ка! Почему?

 

3 раздел

Два царства12 часов (5 часов-1 класс, 7 часов-2 класс).

3.1.    Царство растений и царство животных.

3.2.    Чем растения отличаются от животных.

3.3.    Как узнать насекомых?

3.4.    Чем пауки похожи друг на друга?

3.5.    Кто такие рептилии?

3.6.    Для чего белке ядовитый мухомор?

3.7.    Загадка ореховки.

3.8.    Спроси у медведя.

3.9.    Что ищет в снегу крот?

3.10.  Падают или не падают?

3.11.  Почему дубы стоят с бурой листвой всю зиму?

3.12.  Секрет выпи.

 

4 раздел

По секрету со всего света7 часов.

4.1.    Чудеса, рождённые Солнцем и водой.

4.2.    Какая она, Арктика?

4.3.   Антарктида – страна чудес.

4.4.    Блуждающие горы.

4.5.    Опасности в Антарктиде.

4.6.    Пустыня – это там, где всегда пусто?

4.7.    В тропическом лесу.

 

 

5 раздел

Страницы прошлого планеты Земля8 часов.

5.1.    Рождение нашей планеты.

5.2.    Да здравствует жизнь.

5.3.    Книга со страницами из камня.

5.4.    Какими были первые растения на земле.

5.5.    О чём рассказал каменный уголь.

5.6.    Археоптерикс.

5.7.    Исчезнувшие чудовища.

5.8.    Живая лестница.

 

6 раздел

Человек и человеческое общество 6 часов.

6.1.    Первый человек на Земле.

6.2.    Родина первых людей земли.

6.3.    Разные люди на Земле.

6.4.    Удивительное о языках народов мира.

6.5.    Интересное об обычаях разных народов.

6.6.    Сообрази-ка! Известное и неизвестное о человечестве.

 

7 раздел

Будем беречь нашу планету6 часов.

7.1.    Меняется ли облик Земли?

7.2.    Как люди изменяют планету?

7.3.    Войти в природу другом.

7.4.    Главный закон жизни.

7.5.    Как стать историком своего рода.

7.6.    Сообрази-ка! Моя планета.

 

8 раздел

Из чего всё на свете4 часа.

8.1.    Что такое атомы?

8.2.    Что такое молекулы?

8.3.    Тайны молекул твёрдых веществ.

8.4.    Секреты молекул жидких и газообразных веществ.

 

9 раздел

Как люди изучают окружающий мир6 часов.

9.1.    Зачем человеку органы чувств?

9.2.    Тайны слуха и вкуса.

9.3.    Секреты обоняния и осязания.

9.4.    Зачем изучать окружающий мир?

9.5.    Что изучает геология, география, спелеология?

9.6.    Что такое энтомология и экология?

10 раздел

Тайны, похищенные у неба7 часов.

10.1.  Можно ли гулять по Солнцу?

10.2.  Неразгаданная тайна звезды.

10.3.  От чего зависит цвет звезды?

10.4.  Велика ли Луна?

10.5.  Венера – планета тайн.

10.6.  Загадочные планеты – Марс, Юпитер, Сатурн.

10.7.  Может ли Земля замедлить свой ход?

 

11 раздел

Планета Земля знакомая и незнакомая 7 часов.

11.1.  Круглая Земля. Листья-компасы.

11.2.  Палочка-выручалочка.

11.3.  Вулканические загадки.

11.4.  Текут ли реки под землёй?

11.5.  Какой волшебник создаёт пещеры?

11.6.  Чем удивительны гейзеры?

11.7.  Загадки, обнаруженные из космоса.

 

12 раздел

Загадочная вода и таинственный воздух10 часов.

12.1.  Как падает дождевая капля?

12.2.  Как улетучивается вода?

12.3.  Почему у снежинок-звёздочек всегда шесть лучей?

12.4.  «Живая» вода – правда или вымысел?

12.5.  Из чего состоит воздух?

12.6.  Круговорот.

12.7.  Куда дует ветер?

12.8.  Откуда появляются смерчи?

12.9.  Остаётся загадкой.

12.10. Творческий проект: «Загадочная вода и таинственный воздух».

 

13 раздел

Удивительный мир растений8 часов.

13.1.  Зачем человеку нужны водоросли?

13.2.  Как узнать мхи?

13.3.  Загадки папоротников.

13.4.  «Портреты» лишайников.

13.5.  Загадки хвойных деревьев.

13.6.  Сюрпризы лиственницы и секвойи.

13.7.  Тайны пробуждения семечка.

13.8.  Творческий проект: «Удивительный мир растений».

 

14 раздел

Секреты грибного царства5 часов.

14.1.  Знакомьтесь – грибы!

14.2.  Для кого грибы «дом родной»?

14.3.  Кто разводит «грибные сады»?

14.4.  Грибы – друзья или враги?

14.5.  Творческий проект: «Секреты грибного царства».

 

15 раздел

Загадки животного мира15 часов.

15.1.  Вот это пауки!

15.2.  Что в меню у насекомых?

15.3.  Рыбы – дети воды.

15.4.  Рыбьи загадки.

15.5.  Как отличить жабу от лягушки?

15.6.  Что едят рептилии?

15.7.  Загадочные змеи.

15.8.  Зачем птицам клюв нужен?

15.9.  Яйца птиц.

15.10. Почему кукушка не высиживает яйца?

15.11. Почему у большой медведицы рождаются маленькие медвежата?

15.12. Цепочки в лесу.

15.13. Почему белые медведи не живут в лесу?

15.14. Творческий проект: «Загадки животного мира».

15.15. Творческий проект: «Секреты животного мира».

 

16 раздел

Тайны страны невидимок6 часов.

16.1.  Бактерии-невидимки.

16.2.  Где живут бактерии?

16.3.  Чем питаются бактерии?

16.4.  Почему здоровые зубы здоровью любы?

16.5.  Творческий проект: «Тайны страны невидимок».

16.6.  Творческий проект: «Будьте здоровы».

 

 

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы

 

Результаты первого уровня: интерес учащихся к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе.

Результаты второго уровня: приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.

Результаты третьего уровня: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

 

 

 

Формы контроля

 

Обобщающие занятия

ü  Сообрази-ка! Почему?

ü  Сообрази-ка! Известное и неизвестное о человечестве.

ü  Сообрази-ка! Моя планета.

Творческие проекты

ü  «Загадочная вода и таинственный воздух»

ü  «Удивительный мир растений»

ü  «Секреты грибного царства»

ü  «Загадки животного мира»

ü  «Секреты животного мира»

ü  «Тайны страны невидимок»

ü  «Будьте здоровы»

 

 

 

Методические рекомендации

 

Окружающий мир включает в себя и близкое для человека и далёкое-далёкое как в пространстве, так и во времени. Всё то, что можно увидеть, услышать, воспринять всеми органами чувств и осмыслить, понять.

Программа факультативных занятий по курсу «Секреты окружающего мира» даёт детям сведения о далёком, опираясь на их уже сложившиеся в ходе овладения родным языком образы, представления, понятия. В изложении используются метафоры «наша космическая улица», «наш космический город». Тем самым далёкое, подчас сложное для понимания, приближается к ребёнку, излагаемые сведения становятся понятными и доступными.

Каждый раздел программы приоткрывает одну из тайн огромного мира, в котором мы живём, знакомит юных исследователей со звёздами и планетами, чудесами и загадками родной планеты, секретами растительного и животного царства природы, а также с жизнью грибов и удивительного мира бактерий.

В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:

-       словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);

-       наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, муляжи, натуральные наглядные пособия);

-       практические (наблюдения, эксперименты, творческие проекты);

-       использование занимательного материала.

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.

Уместно использование аудиторную и внеаудиторную организацию факультативных занятий.

Подобранные тексты, видеофильмы, творческие проекты дают пищу для детского ума, пробуждают у ребят чувство удивления, вызывают удовольствие от открытия нового и значимости собственного вклада в исследовательскую работу, публичные выступления.

 

 

Использованная литература

 

Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира» - Самара: Корпорация «Федоров»

Г.В. Трафимова «Тайны далёкие и близкие» - Самара: Корпорация «Федоров»

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»

Мультимедийный учебник «Мир природы»

Диски: «Космос»

             «Удивительные растения»

             «Твои весёлые друзья – зверята»

А.П.Муранов «В мире необычных и грозных явлений природы». – М. 1987.

Д.Аттенборо «В мире животных».  – М. 1980.

Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии». – М. 1983.

О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997.

С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М.  1973.

Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007.

Универсальный Атлас Мира. – М. 2008.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Учебные пособия: «Секреты и диковинки окружающего мира», «Тайны далёкие и близкие»

 

 

2.

Печатные пособия

 

Учебные пособия: «Секреты и диковинки окружающего мира», «Тайны далёкие и близкие», «В мире необычных и грозных явлений природы», «В мире животных», «Часы занимательной зоологии»

5 комплектов

3.

Технические средства обучения

 

Экспозиционный экран

Видеомагнитофон

DVD проигрыватель

Телевизор

Ноутбук

Интерактивная доска

5 штук

5 штук

4 штук

16 штук

10 штук

7 штук

4.

Экранно-звуковые пособия

 

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»

  Мультимедийный учебник «Мир природы»

  Диски: «Космос»

      «Удивительные растения»

      «Твои весёлые друзья – зверята»

4 комплекта

 

 

4 комплекта

 

4 комплекта

4 комплекта

4 комплекта

4 комплекта

5.

Игры и игрушки

 

Электронные игры развивающего характера

 

  6.

Оборудование кабинетов

 

Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Видеомагнитофон

DVD проигрыватель

Телевизор

Ноутбук

Интерактивная доска

Сканер, принтер

Цифровая фотокамера

16 штук

 

            16 штук

5 штук

5 штук

4 штук

16 штук

10 штук

7 штук

9 штук

3 штуки

 

 

Курс «Математика в играх и задачах»

Пояснительная записка

 

       Данная программа общеинтеллектуального направления проектной деятельности по курсу «Математика в играх и задачах» представляет собой организацию внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.

        Программа рассчитана на 1 год обучения (общим объёмом 66 часов в 1  классе). Выбор курса определяется желанием родителей учащихся 1 класса.

        Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 часа в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю).

         Цель данного курса заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к математике – живой, многоликой, разнообразной игре с числами, способной превратить любое явление в формулу:

ü   где преодоление трудностей доставит детям радость и восхищение;

ü  где загораются глаза от внезапно вспыхнувшей, как искра, мысли;

ü  где упорством, трудолюбием и вниманием приобретаются навыки решения самых разнообразных текстовых, геометрических и занимательных задач;

ü  где числа превращают  мир в волшебный край, в котором ими можно манипулировать и по законам, и по своему желанию;

ü  где ребёнку можно реализовать скрытые таланты, о которых он ещё не  подозревал, и превратить фантазии в реальность;

ü  где появляется возможность для развития интеллектуального потенциала ребёнка.

 

Тематический план программы

 

Название модуля, разделы

Всего

часов

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности обучающихся

1

Аудиторные

Внеаудиторные

 

Общеинтеллектуальное

 направление: факультатив по курсу «Математика в играх и задачах»

66

66

 

 

1.

Весёлый счёт

8

8

 

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

2.

Упражнения на логическое мышление

4

4

 

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

3.

Числа от 21 до100

6

6

 

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнения. Сравнивать числа по классам и разрядам.

4.

Сотня (сложение и вычитание)

6

6

 

Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать целесообразные.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

5.

Время, его измерение

6

6

 

Характеризовать явления и события с использованием величин.

6.

В математику тропинки     одолейте без запинки

6

6

 

Моделировать изученные арифметические зависимости.

7.

Здесь загадки и шарады,               за отгадку – две награды

(удовольствие и радость)

6

6

 

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

 

8.

Это ребусы из цифр,             буквы, звёздочки – их шифр

6

6

 

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания.

9.

И фокусы покажем,                        и секрет расскажем

4

4

 

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.

 

10.

Трудность задач повышаем,

решенье найти приглашаем

7

7

 

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

Выбирать самостоятельно способ решения текстовых задач.

11.

Умножение и деление

7

7

 

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия ( умножение, деление).

 

Основное содержание программы

          1 раздел

Весёлый счёт - 8 часов

1.1.            Цифры в пословицах и поговорках.

1.2.            Задачи в считалках. Математический футбол.

1.3.            Задачи на развитие внимания.

1.4.            Весёлые рифмы.

1.5.            Задачи на смекалку.

1.6.            Цифровые слоговицы.

1.7.            Задачи-шутки. Шарады.

1.8.            Спор цифр (инсценировка)

 

         2 раздел

Упражнения на логическое мышление – 4 часа

2.1.              Пропущенные фигуры. Пустые клетки.

2.2.              Сколько треугольников. Задачки со спичками.

2.3.              Найди закономерность.

2.4.              Разорванные прямоугольники.

 

        3 раздел

Числа от 21 до100 – 6 часов

3.1.              Спор цифр (математическая сказка).

3.2.              Найди лишнее число. Ребусы.

3.3.              Сказочная арифметика.

3.4.              Задачи в стихах. Магические квадраты.

3.5.               Закончи запись. Кроссворд.

3.6.              Магические занимательные квадраты.

 

        4 раздел

Сотня (сложение и вычитание) – 6 часов

4.1.              Магические лабиринты.

4.2.              Сказочные задачи. Арифметическое домино.

4.3.              Математические фокусы.

4.4.              Задачи на сообразительность.

4.5.              Давайте поиграем: «Меткие стрелки», «Математический телефон».

4.6.              Давайте поиграем: «Вычислительные машины».

 

        5 раздел

Время, его измерение – 6 часов

5.1.            Водяные часы.

5.2.            Задачи по теме «Время».

5.3.            Задачи на смекалку.

5.4.            Чудесная таблица (фокус).

5.5.            Волшебный циферблат. Сказочная задача.

5.6.            Математическая эстафета. Ребусы.

 

       6 раздел   

В математику тропинки одолейте без запинки – 6 часов 

6.1.    Цифровые квадраты. Пропущенные фигуры.

6.2.    Детские кубики.

6.3.    Пропущенные числа. Сколько фигур?

6.4.    Найди закономерность.

6.5.    Волшебные квадраты. Какие числа?

6.6.    Цифровые модели.

 

       7 раздел

Здесь загадки и шарады, за отгадку две награды – 6 часов

7.1.            Мозаика из треугольников.

7.2.            Головоломки со спичками.

7.3.            Числовая загадка.

7.4.            Памятные даты.

7.5.            Переставь местами две фигуры.

7.6.            Задача-игра «Купите шары!»

 

        8 раздел

Это ребусы из цифр, буквы, звёздочкиих шифр – 6 часов

8.… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz