…зультатов деятельности.
3.1. Обучающие программы: «Уроки здоровья» 1кл. «Культура здоровья» 2-4кл. «Разговор о правильном питании» 3.2. Карта тестирования показателей здоровья школьников. 3.3. Методики ценностных ориентаций: -осознание учащимися ценности здоровья, -гармоничность образа жизни, -уровень сформированности культуры здоровья, -участие в здоровьесберегающих мероприятиях. 3.4. Методические рекомендации по организации самоконтроля и рефлексии в системе ВШК МОУ СОШ № 11 г.Ейска. 3.5. Циклограмма работы классного руководителя МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район по воспитанию культуры здоровья учащихся.
2. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из самых болезненных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и драматической статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне. Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 10% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Растёт число детей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. Высокая интенсивность учебного процесса часто не соответствует возможностям детского организма, а формы её организации способствуют развитию гиподинамии, что приводит к росту нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и их следствию — различным формам девиантного поведения. Гуманизация общества и школы формирует новую педагогическую парадигму. Педагогическая наука отмечает её основные параметры: гуманизм, личностно-ориентированный подход, интерактивные и инновационные методы и технологии. Стратегическая цель образования — способствовать развитию и самоактуализации учащихся. Овладение знаниями, умениями и навыками рассматривается как средство для такого развития. Таким образом, и внешняя ситуация, связанная с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей, и интреапроцессы в теории и практике педагогики ставят систему образования перед необходимостью активного внедрения воспитания культуры здоровья как важнейшей стратегической составляющей целостного педагогического процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей и следующих поколений россиян. Не только дискретные здоровьесберегающие технологии, отдельные школы - центры здоровья, но и все структуры системы образования, все аспекты целостного учебно-воспитательного процесса нужно нацелить на формирование культуры здоровья. Основой Новых федеральных образовательных стандартов становится компетентностный подход. Он направлен на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самообразования и самоорганизации. При этом последняя подразумевает умение ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы. Здоровьесберегающее образование переходит на новый уровень здоровьеформирующего образования. Кроме того, впервые в требования к результатам образования включен такой важный с позиции сохранения здоровья детей критерий, как «способность к контролю и самоконтролю состояния здоровья». Стандарты предполагают не только предметные, но и метапредметные результаты образовательной деятельности. Последние достигаются за счет интеграции нескольких учебных предметов. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» значительно расширяет возможности школы в сфере «образования и здоровья». В разработанных на ее основе рекомендациях Министерства образования и науки РФ представлены новые направления деятельности. «При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделять качественной организации сбалансированного питания учащихся, медицинского обслуживания и спортивных занятий. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников». Необходимо менять ориентиры в системе образования, и сверхзадачей любого урока, любых взаимоотношений школы и школьника, любого административного начинания должна быть установка (как у врача) — "не навреди" физическому, психическому и духовному здоровью ребенка. В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в учреждениях образования: профилактический, методический и формирование здоровой личности. Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья воспитуемых; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это просветительский и непосредственно обучающий подход, как правило, — сфера деятельности классных руководителей и школьных медицинских работников, учителей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, труда и др. Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение учащихся способам и приёмам взаимодействия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; формирование мотивации к самоактуализации и обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель — создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для учащихся. Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, аттрактивная функция педагогической деятельности предполагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни. Третий подход - формирование здоровой личности. Он включает в себя оба вышеназванных направления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение часов на занятия по физической культуре, введение физкультпауз; развитие системы спортивных секций; вовлечение учащихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями медицинских работников и социальных педагогов, психологов, всех учителей и воспитателей, методистов законодательных органов и администраций всех уровней. Исходя из этого, педагогический коллектив, видя обозначенные проблемы здоровья учащихся, отводит себе особое место и ответственность в оздоровительном процессе школьного обучения. «Здоровье школьников» (в широком смысле) как основной параметр развития детей, охватывает все составляющие их личностного развития. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в него входят физический, психический и социальный аспекты. Исходя из этих составляющих были спроектированы основные направления работы школы.
Из проведенного опроса в социуме МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район выявлено, что наряду с формированием прочных знаний и компетентностей, ученики, родители и общественность ставят здоровьесбережение и безопасность жизнедеятельности на ведущее место: 95% родителей считают, что школа не только должна давать знания, но и сохранять здоровье ребенка и учить его действовать в чрезвычайных ситуациях; 83% опрошенных жителей поселка уверены в том, что основная роль школы – сохранение и укрепление здоровья ученика, обучение умению быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни; 87% опрошенных учащихся считают, что для них важно не только получение знаний, но и сохранение здоровья. То есть все группы респондентов одной из главных задач в работе гимназии считают сохранение и укрепление здоровья школьников. Следовательно, при формировании образовательной программы МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район в соответствии с запросом социума разработана «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район»
2.2. Участники программы: -учащиеся школы, -классные руководители, -учителя-предметники, -школьный врач, медсестра, -врачи-специалисты (стоматолог, нарколог, гинеколог и др.) -специалисты школы (психолог, социальный педагог), -родители, -педагоги доп.образования (ДДТ, ДЮЦ, ЭБЦ, СЮТ) -сотрудники учреждений культуры города, -аппарат уполномоченного по защите прав ребенка в Краснодарском крае 2.3. Цели и задачи программы:
Цель программы: Создание условий для повышения общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки, создание в гимназии условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитания личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне развитой личности. Задачи программы:
2.4. Основные направления деятельности школы по формированию здорового и безопасного образа жизни:
1.1.Мониторинг санитарно-гигиенических условий на территории МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район
Площадь школьной территории кв.м Площадь стадиона 3675кв.м Площадь школы 1968,3кв.м. Школьные помещения В школе 13 классов Площадь школьных классных комнат по от 30 до 46кв.м Па одного учащегося приходится 2,07 (при норме 1,25 м2). Площадь рекреаций 232 кв.м На одного учащегося в рекреациях 0,75 (при норме 0,6 м2). Площадь раздевалки с вестибюлем 15,6 кВ.м На одного учащегося (при норме 0,25 м2). Площадь столовой 199,2кв.м. На одного учащегося 0,18 (при норме 0,65 м2). Температура в учебных кабинетах 22 С В спортзале 19 С В столовой и учебных мастерских 19 С
Световой коэффициент: В учебных помещениях В вестибюлях Коэффициент аэрации Коэффициент искусственного освещения __Вт на 1 м2 Пришкольная территория. Промышленные предприятия от школы на расстоянии более _6000_м, автострада более 300м. Расстояние между школой и деревьями более _20_м между школой и кустарниками более _20_м. На одного учащегося приходятся около _0,15_ зеленых насаждений. Среди насаждений следующий видовой состав: 170 шт: тополь, клен, туя, орех, акация, сирень.
1.2.Здоровьесберегающая инфраструктура МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район
Согласно требованиям СанПиНа и используя материально-технические ресурсы школы, проведена большая работа по изменению эстетического состояния школьных помещений. Установлена современная мебель, увеличилось количество наглядных пособий, все классы оборудованы софитами для лучшего освещения школьной доски. Изменена цветовая гамма стен (матовые пастельные тона), что соответствует требованиям СанПиНа. Несмотря на высокий уровень материально-технической базы школы существуют проблемы, не позволяющие в полной мере достичь улучшения здоровья детей: это слабое оборудование и состояние спортивных площадок, низкое качество медицинского обслуживания, нет системной базы даны о состоянии здоровья обучающихся, отсутствуют квалифицированные медицинские кадры, в медкабинете отсутствуют средства для профилактики здоровья: ингалятор, прибор УВЧ, нет стоматологического кабинета.
1.3.Рациональная организация образовательного процесса
Учебный год в школе для учащихся 1 классов – 33 недели, для 2-11 классов – 34 недели. Продолжительность каникул в течение года 30 календарных дней. Для учащихся 1 классов установлены дополнительные каникулы в III четверти. Учебный годовой каникулярный график работы для учащихся 1-9 классов состоит из 4 четвертей, для 10-11 классов – 2 полугодий. Предусмотрена 5-дневная рабочая неделя для учащихся 1-4 кл., 6-дневная – для уч-ся 5-11 классов. Учебные занятия проводятся в одну смену, продолжительность уроков в 1 классе 35 минут, а в остальных классах – 40 минут. Наполняемость классов – до 28 учащихся, деление классов на группы осуществляется на уроках иностранного языка, информатики, технологии и физической культуры (при наличии финансирования).
Недельная нагрузка
1.4.Организации физкультурно-оздоровительной работы
Физкультурно-оздоровительная работа в школе организована эффективно… Продолжение » |
|