…зультатов деятельности.

  1. 3.                  Приложения:

3.1.            Обучающие программы:

«Уроки здоровья» 1кл.

«Культура здоровья» 2-4кл.

«Разговор о правильном питании»

3.2.            Карта тестирования показателей здоровья школьников.

3.3.            Методики ценностных ориентаций:

-осознание учащимися ценности здоровья,

-гармоничность образа жизни,

-уровень сформированности культуры здоровья,

-участие в здоровьесберегающих мероприятиях.

3.4.            Методические рекомендации по организации самоконтроля и рефлексии в системе ВШК МОУ СОШ № 11 г.Ейска.

3.5.            Циклограмма работы классного руководителя МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район по воспитанию культуры здоровья учащихся.

 

 

2. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район

 

 

2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

               Одна из самых болезненных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и драматической статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне.           

              Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 10% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Растёт число детей, употребляющих алкоголь, наркоти­ки, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. Высокая интенсивность учебного процесса часто не соответствует возможностям детского организма, а формы её организации способ­ствуют развитию гиподинамии, что приводит к росту нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и их следствию — различным формам девиантного поведения.

              Гуманизация общества и школы формирует новую педагогическую парадигму. Педагогическая наука отмечает её основные параметры: гуманизм, личностно-ориентированный подход, интерактивные и инновационные методы и технологии. Стратегическая цель образования — способствовать развитию и самоактуализации учащихся. Овладение знаниями, умениями и навыками рассматривается как средство для такого развития. Таким образом, и внешняя ситуация, связанная с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей, и интреапроцессы в теории и практике педагогики ставят систему образования перед необходимостью активного внедрения воспитания куль­туры здоровья как важнейшей стратегической составляющей целостного педагогического процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей и следующих поколений россиян. Не только дискретные здоровьесберегающие технологии, отдельные школы - центры здоровья, но и все структуры системы образования, все аспекты целостного учебно-воспитательного процесса нужно нацелить на формирование культуры здоровья.

Основой Новых федеральных образовательных стандартов становится компетентностный подход. Он направлен на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самообразования и самоорганизации. При этом последняя подразумевает умение ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы. Здоровьесберегающее образование переходит на новый уровень здоровьеформирующего образования. Кроме того, впервые в требования к результатам образования включен такой важный с позиции сохранения здоровья детей критерий, как «способность к контролю и самоконтролю состояния здоровья».

Стандарты предполагают не только предметные, но и метапредметные результаты образовательной деятельности. Последние достигаются за счет интеграции нескольких учебных предметов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» значительно расширяет возможности школы в сфере «образования и здоровья». В разработанных на ее основе рекомендациях Министерства образования и науки РФ представлены новые направления деятельности. «При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделять качественной организации сбалансированного питания учащихся, медицинского обслуживания и спортивных занятий. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников».

               Необходимо менять ориентиры в системе образования, и сверхзадачей любого урока, любых взаимоотношений школы и школьника, любого административного начинания должна быть установка (как у врача) — "не навреди" физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.

В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к ре­шению проблемы здоровья в учреждениях образования: профилактический, методический и формирование здоровой личности.

Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья воспитуемых; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это просветительский и непосредственно обучающий подход, как правило, — сфера деятельности классных руководи­телей и школьных медицинских работников, учителей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, труда и др.

Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение учащихся способам и приёмам взаимо­действия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; формирование мотивации к самоактуализации и обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель — создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для учащихся.

Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, аттрактивная функция педагогической деятельности предполагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни.

Третий подход -  формирование здоровой личности. Он включает в себя оба вышеназванных на­правления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение часов на занятия по физической культуре, введение физкультпауз; развитие системы спортивных секций; вовлечение учащихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями медицинских работников и социальных педагогов, психологов, всех учителей и воспитателей, методистов законодательных органов и администраций всех уровней.

Исходя из этого, педагогический коллектив, видя обозначенные проблемы здоровья учащихся, отводит себе особое место и ответственность в оздоровительном процессе школьного обучения.

            «Здоровье школьников» (в широком смысле) как основной параметр развития детей, охватывает все составляющие их личностного развития. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в него входят физический, психический и социальный аспекты. Исходя из этих составляющих были спроектированы основные направления работы школы.

 

 

Аспекты здоровья

Направления работы школы

-физический

-психический

-социально-нравственный

-здоровье

-интеллект

-нравственность, эстетика, творчество

-гражданин-патриот

-профессия

-лидер

 

Из проведенного опроса в социуме МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район выявлено, что наряду с формированием прочных знаний и компетентностей, ученики, родители и общественность ставят здоровьесбережение и безопасность жизнедеятельности на ведущее место:

95% родителей считают, что школа не только должна давать знания, но и сохранять здоровье ребенка и учить его действовать в чрезвычайных ситуациях;

83% опрошенных жителей поселка уверены в том, что основная роль школы – сохранение и укрепление здоровья ученика, обучение умению быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни;

87% опрошенных учащихся считают, что для них важно не только получение знаний, но и сохранение здоровья.

То есть все группы респондентов одной из главных задач в работе гимназии считают сохранение и укрепление здоровья школьников. Следовательно, при формировании образовательной программы МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район в соответствии с запросом социума разработана «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район»

 

2.2. Участники программы:

-учащиеся школы,

-классные руководители,

-учителя-предметники,

-школьный врач, медсестра,

-врачи-специалисты (стоматолог, нарколог, гинеколог и др.)

-специалисты школы (психолог, социальный педагог),

-родители,

-педагоги доп.образования (ДДТ, ДЮЦ, ЭБЦ, СЮТ)

-сотрудники учреждений культуры города,

-аппарат уполномоченного по защите прав ребенка в Краснодарском крае

2.3. Цели и задачи программы:

 

Цель программы:

Создание условий для повышения общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки, создание в гимназии условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитания личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне развитой личности.

Задачи программы:

  1. Сформировать у учащихся представления об основных компонентах здорового образа жизни.
  2. Выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе осознанное отношение к здоровью и личной и общественной безопасности.
  3. Обеспечить двигательную активность как важнейшее условие сохранения здоровья в соответствии с принципами возрастосообразности.
  4. Дать представление о влиянии эмоций на здоровье и обучить навыкам эмоциональной разгрузки.
  5. Научить обучающихся делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
  6. Развитие гармоничных отношений учащихся с социальным окружением.

 

2.4. Основные направления деятельности школы по формированию здорового и безопасного образа жизни:

 

  1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
  2. Рациональная организация учебного процесса и учебной нагрузки учащихся.
  3. Обеспечение полноценного, качественного горячего питания детей.
  4. Совершенствование физического воспитания.
  5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
  6. Использование здоровьесберегающих технологий.
  7. Широкое использование программ в сфере здоровья.
  8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
  9. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление социальной адаптации ребенка.
  10. Организация работы по укреплению здоровья учителей.
  11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
  12. Проведение мониторинга здоровья.

 

 

 

  1. 1.              Информационно-аналитическая справка о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся. Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район.

 

1.1.Мониторинг санитарно-гигиенических условий на территории

МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район

 

Площадь школьной территории           кв.м

Площадь стадиона 3675кв.м

Площадь школы 1968,3кв.м.

Школьные помещения

В школе 13 классов

Площадь школьных классных комнат по от 30 до 46кв.м

Па одного учащегося приходится 2,07 (при норме 1,25 м2).

Площадь  рекреаций 232 кв.м

На одного учащегося в рекреациях  0,75 (при норме 0,6 м2).

Площадь раздевалки с вестибюлем 15,6 кВ.м

На одного учащегося  (при норме 0,25 м2).

Площадь столовой 199,2кв.м.

На одного учащегося 0,18 (при норме 0,65 м2).

Температура в учебных кабинетах 22 С

В спортзале 19 С

В столовой и учебных мастерских 19 С

 

Световой коэффициент:

В учебных помещениях

В вестибюлях

Коэффициент аэрации

Коэффициент искусственного освещения __Вт на 1 м2

Пришкольная территория.

Промышленные предприятия от школы на расстоянии более _6000_м,  автострада

более 300м.

Расстояние между школой и деревьями более _20_м между школой и

кустарниками более _20_м.

На одного учащегося приходятся около _0,15_  зеленых насаждений.

Среди насаждений следующий видовой состав:

170 шт: тополь, клен, туя, орех, акация, сирень.

 

 

 

1.2.Здоровьесберегающая инфраструктура МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район

Показатели, 

характеризующие 

инфраструктуру школы

Критерии

Оценка в баллах 

 

0 баллов

1балл

2 балла

Здание

Расположение

Вблизи

промышленных объектов

Вблизи крупных магистралей

Вдали от промышленных и транспортных узлов

2

Транспортное обслуживание школьников

Осуществляется подвоз 110 школьников

Муниципальный транспорт по расписанию

Специальный транспорт

2

Участок

образовательного

учреждения

Отсутствует

Плохо оборудован

Оборудован в соответствии с рекомендациями СанПиН

2

Оборудование     подсобных помещений        (гардеробы, туалеты и т.п.)

Не оборудованы

Не полностью соответствует требованиям CанПиН

Соответствует

требованиям СанПиН

 

1

Здание школы

Приспособленное

Типовой проект 1930-1990-х гг.

Современное

1

Ремонт здания проводится

Не проводится

Редко. Только косметический

Регулярно, в том числе капитальный

0

Водоснабжение и канализация

Отсутствует

Не полностью соответствует требованиям СанПиН

Соответствует

требованиям СанПиН

2

Кабинеты и другие учебные помещения

Размеры: площадь, кубатура, размер и расположение окон, покрытие стен и полов

Большая часть помещений не соответствует требованиям СанПиН

Половина помещений соответствует требованиям СанПиН

Более 80 %

помещений

соответствуют

требованиям

СанПиН

2

Наличие ТСО

Отсутствуют

Имеются устаревшие, в

плохом состоянии, в

недостаточном количестве

Большая часть кабинетов оснащена необходимыми современными ТСО

2

Кабинет информатики

Отсутствует или не имеет оснащения

Оснащены устаревшими моделями

Оснащены

Современными компьютерами

 

2

Учебные мастерские и студии

Плохо

оборудованы

Оборудование морально

устарело

Современное эргономичное и безопасное оборудование

-

Размеры мебели

В большинстве

классов не

соответствуют требованиям СанПиН

 

В половине классов соответствуют требованиям СанПиН

Соответствуют требованиям CанПиН не менее чем в 80 % кабинетов

 

2

Воздушно-тепловой режим в помещениях школы

Не контро-

лируется

Контролируется эпизодически

Регулярно контролируется СЭС

2

Освещеннось мест занятий

Неконтро-

лируется

Контролируется эпизодически

Регулярно контролируется

2

Санитарное состояние

Не контро-

лируется

Контролируется эпизодически

Регулярно контролируется СЭС

2

Спортивные залы, оборудование и инвентарь

Спортивные залы

Отсутствуют или не имеют должного оборудования

Имеются, но оснащены слабо, либо не соответствуют требованиям CaнПиН

Соответствуют требованиям CaнПиН

2

Раздевалки, подсобные помещения

Отсутствуют или не имеют должного

оборудования

Имеются, но не соответствуют требованиям СанПиН

Соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению

2

Спортивное оборудование и инвентарь

Отсутствует или устарело

Частично имеется, но состояние и комплектация не удовлетворяет образовательным запросам.

Имеется в хорошем состоянии и достаточной комплектации

2

Оборудование спортивной площадки

Отсутствует или устарело, практически не используется

Оборудование недостаточно или требует обновления и ремонта

Хорошо оборудована в соответствии с действующими рекомендациями

1

Тренажерный зал, другие помещения для спортивных занятий

Отсутствуют или не имеют должного оборудования

Имеются, но оснащены слабо либо не соответствуют требованиям СанПиН

Соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению 

 

1

Плавательный бассейн

Отсутствует

Имеется или арендуется. Используется периодически для проведения отдельных занятий

Имеется или арендуется. Используется регулярно, занятия  плаванием включены в расписание уроков

-

Медицинский кабинет и оборудование

Медицинский кабинет

Отсутствует или не оборудован

Имеется, оснащен минимальным комплектом оборудования

Оснащен обязательным и дополнительным оборудованием

2

Стоматологический

кабинет

Отсутствует или не оборудован

Имеется, оснащен

минимальным комплектом

Оснащен

современным оборудованием

-

Дополнительное оборудование по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у детей

Отсутствует

Имеется, но используется эпизодически или без контроля врача

Имеется и регулярно используется под контролем врача

-

Организация питания школьников

Столовая, обеденные столы, стулья, посуда и т.п.

Отсутствует

Есть, по оснащение устарело или требует ремонта

Есть и оснащена

Современным инвентарем

 

2

Оборудование столовой: плита, холодильник, моечное оборудование, прилавок и т.п.

Отсутствует

Есть, но оборудование недостаточно, устарело или требует ремонта

Есть и достаточно оснащена современным оборудованием

2

Горячее питание

Отсутствует

Нерегулярно для части обучающихся

Ежедневно для всех учащихся

2

Качество питания

Не контролируется

Контролируется эпизодически

Регулярно

Контролируется медперсоналом

2

Дополнительные источники финансирования или натуральных продуктов

Отсутствуют

Эпизодически имеются

Имеются

-

Обеспечение необходимым квалифицированным персоналом

Медработники

Отсутствуют

Имеется только средний медперсонал или численность медперсонала недостаточна

Квалифицированный медицинский персонал имеется в достаточном количестве

0

Учителя физической культуры

Отсутствуют

Не имеют

специального образования или численность персонала недостаточна

Персонал достаточной численности и квалификации

2

Психологи

Отсутствуют

Не имеют специального образования или численность персонала недостаточна

Персонал достаточной численности и квалификации

0

Логопеды

Отсутствуют

Не имеют специального образования или численность персонала недостаточна

Персонал достаточной численности и квалификации

0

Сумма баллов 

44 б.

 

 

Согласно требованиям СанПиНа и используя материально-технические ресурсы школы, проведена большая работа по изменению эстетического состояния школьных помещений. Установлена современная мебель, увеличилось количество наглядных пособий, все классы оборудованы софитами для лучшего освещения школьной доски. Изменена цветовая гамма стен (матовые пастельные тона), что соответствует требованиям СанПиНа.

            Несмотря на высокий уровень материально-технической базы школы существуют проблемы, не позволяющие в полной мере достичь улучшения здоровья детей: это слабое оборудование и состояние спортивных площадок, низкое качество медицинского обслуживания, нет системной базы даны о состоянии здоровья обучающихся, отсутствуют квалифицированные медицинские кадры, в медкабинете отсутствуют средства для профилактики здоровья: ингалятор, прибор УВЧ, нет стоматологического кабинета.

 

1.3.Рациональная организация образовательного процесса

 

Учебный год в школе для учащихся 1 классов – 33 недели, для 2-11 классов – 34 недели.

Продолжительность каникул в течение года 30 календарных дней. Для учащихся 1 классов установлены дополнительные каникулы в III четверти.

Учебный годовой каникулярный график работы для учащихся 1-9 классов состоит из 4 четвертей, для 10-11 классов – 2 полугодий. Предусмотрена

5-дневная рабочая неделя для учащихся 1-4 кл., 6-дневная – для уч-ся 5-11 классов. Учебные занятия проводятся в одну смену, продолжительность уроков в 1 классе 35 минут, а в остальных классах – 40 минут. Наполняемость классов – до 28 учащихся, деление классов на группы осуществляется на уроках иностранного языка, информатики, технологии и физической культуры (при наличии финансирования).

 

                                            Недельная нагрузка

 

 Класс

Всего обязательных занятий

Максимальный объем нагрузки

1

21

21

2-4

23

23

5

32

32

6

33

33

7

34

34

8

36

36

9

36

36

10

37

37

11

37

37

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

Критерии

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся

Использование учебников, учебных пособий, успешно прошедших апробацию и одобренных Минобрнауки

Контроль специалистов за введением инноваций в образовательный процесс

Введение инновационных

программ, успешно прошедших апробацию и одобренных Минобрнауки

Проведение занятий активно-двигательного характера в начальной школе (физкультпаузы, час здоровья, динамические перемены и т.п.)

Проводятся систематически

Индивидуализация обучения

Индивидуальная работа проводится в системе

 

1.4.Организации физкультурно-оздоровительной работы

 

Показатели

Критерии

Оценка в баллах 

0 баллов

1балл

2 балла

Количество уроков физической культуры в неделю

0-1

2

3-4

2

Расположение уроков физической культуры в расписании

Сдваивание

2 дня подряд

Через 1 -3 дня

2

Проведение уроков физической культуры на воздухе

Не проводятся

До 30 % всего времени

Более 30%

2

Выполнение утвержденной (рекомендованной) Министерством учебной программы по физической культуре

Не

выполняется

Выполняется не полностью

Выполняется

2

Организация занятий с учащимися спецмедгруппы

Не ведется

Ведется эпизодически

Организованы

группы или индивидуаль­ные занятия по специальным программам

2

Организация работы групп корригирующей гимнастики

Не ведется

Ведется только для учащихся начальных

классов

Организованы группы для всех нуждающихся учащихся

-

Кадровое обеспечение занятий с учащимися спецмедгруппы

Нет специалиста

Ведет учитель ФК, имеющий спец. подготовку

Ведет педагог с высшим

специальным

образованием

систематически повышающий свою

квалификацию

2

Проведение физкульт

минуток и физкультпауз на уроках

Не проводятся

Проводятся эпизодически

Проводятся систематически

2

Организация динамических перемен

Не проводятся

Проводятся эпизодически

Проводятся систематически

2

Проведение «часа здоровья»

Не проводится

I Доводится

эпизодически

Проводится систематически

-

Проведение «спортивного часа» в группе продленного дня

Не проводится

Проводится эпизодически

Проводится систематически

-

Работа спортивных секции и групп ОФП

 

Нет

1-2

3 и более, есть связь с ДЮСШ

2

Проведение «Дней здоровья» и спортивных соревнований

Не проводятся

1-2 раза в год

Каждую четверть и чаще

2

Суммарный балл 

 

 

 

20б.

 

            Физкультурно-оздоровительная работа в школе организована эффективно… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz