…/strong>
Раздел 8. Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО.
8.1.Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения. Система контроля и оценки ставит задачу развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности: - качество усвоения предметных знаний – умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования; - степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной); - степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и т.д.); - уровень развития познавательной активности, интересов отношения к учебной деятельности, степень прилежания. Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика). Характеристика цифровой отметки «5» - отлично - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему так и по предыдущему материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); «4» - хорошо - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; использование нерациональных приемов незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности при изложении материала. «3» - удовлетворительно - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых в конкретной работе: не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» - неудовлетворительно - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса. Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и т.д.). Таким образом, в тетрадь и в дневник учитель может выставить две отметки, например, «5/3»: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Оценка за общее впечатление от работы снижается, если: - в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений; - работа оформлена небрежно; - работа плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов - отсутствуют поля и «красные» строки. Методы и формы организации контроляУстный опрос – устное изложение учеником изученного материала. Письменный опрос – проведение самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий, графических работ.
8.2. Особенности контроля и оценки по русскому языку Формы организации контроляКонтроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изученных грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слова и предложений. Контрольное списывание, как и диктант – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Изложение – проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов, умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценкиОшибки: - нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах; - неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); - наличие ошибки на изученные правила по орфографии; - существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения; - отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; - употребление слов в несвойственном им значении (в изложении). Недочеты: - отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; - отсутствие «красной» строки; - неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило; - незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
8.3. Особенности контроля и оценки по чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: - навык осознанного чтения в определенном темпе; - умение выразительно читать и пересказывать текст; - учить наизусть стихотворение и прозаическое произведение; При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется передаче основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: - умение ориентироваться в книге; - знание литературных произведений; - знание жанров литературных произведений и особенностей; - знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые - приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.д.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют специфические особенности уровня сформированности навыка чтения. Учитывая эти особенности, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения 25-30 слов в минуту (конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений; - во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - в третьем классе, наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами, основными задачами контроля является достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту вслух и 85-90 слов в минуту «про себя»; проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка; - в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту вслух и 150-120 слов в минуту «про себя»; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного так и неподготовленного текста; самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценкиОшибки: - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); - неправильная постановка ударений (более 2); - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение наути в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Формы организации контроля по чтению: - индивидуальный устный опрос; - фронтальный устный опрос; - письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события и пр.) - самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями, оглавлением; - тестовые задания.
8.4. Особенности контроля и оценки по математике
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценкиОшибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий¸ операций; - неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: - неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); - ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; - наличие записи действий; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Оценивание устного ответаВ основу оценивания устного ответа учащегося положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующее объяснение. Недочеты: неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; неумение точно формулировать ответ решенной задачи; медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов.
Формы организации контроля по математике: Текущий контроль по математике осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего материала рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Тематический контроль по математике в начальной школе проводится, в основном, в письменной форме. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся дается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут. Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ комбинированного характера( арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
8.5. Особенности контроля и оценки по образовательной области «Окружающий мир» Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценкиОшибки: неправильное определение понятия, замена существенной характеристики несущественной; нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ошибки в сравнении объектов, их классификация на группы по существенным признакам; незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстрированным материалом; ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; неточности при нахождении объекта на карте. Формы организации контроля по «окружающему миру»Для контроля и оценки знаний по этому предмету используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, различные письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные, практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Индивидуальный устный опрос проводится в следующих формах: рассказ-описание, рассказ-рассуждение. При письменной проверке знаний используются контрольные работы, тестовые задания, работа с карточками-заданиями, графические работы. Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
8.6. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов
Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Таблица 2
8.7. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются: 1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме «портфолио» (дневника, накопительной папки). «Портфолио» ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); «карт знаний», а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.
Этапы и фазы реализации основной образовательной программы
1. Возрастные этапы построения ООП ступени школьного образования
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования условно делится на три этапа: - первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. Цели: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни. Данный этап начального образования характеризуется тем, что: 1) он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; 2) в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе. Учение должно быть с самого начала представлено детям как социально значимая, особо уважаемая взрослыми деятельность. Главная педагогическая задача на первом этапе развивающего обучения – обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должны быть представлены педагогические требования, но и предоставлена возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не может выполнять эти требования. Педагогическая поддержка предотвращает превращение педагогического требования в педагогический произвол. Постепенность введения требований и их соотнесенность с индивидуальным дошкольным опытом ребенка- непременное условие, позволяющее ему осознать, что существующие нормы обусловлены не просто желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому. Решение задач данного периода образования решается через образовательный модуль «Первый раз в первый класс», рассчитанный на 207 часов (первые два месяца обучения). Второй этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса. Этот период характеризуется тем, что: 1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов; 2) про… Продолжение » |
|