…/strong>

 

 

 

Раздел 8. Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО.

 

 

8.1.Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

 

         Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения.   Система контроля и оценки ставит задачу развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

         Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности:

-          качество усвоения предметных знаний – умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

-          степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

-          степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать классифицировать, обобщать,  связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и т.д.);

-          уровень развития познавательной активности, интересов отношения к учебной деятельности, степень прилежания.

         Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика).

Характеристика цифровой отметки

«5» - отлично -  уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему так и по предыдущему материалу;  не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке);

«4» - хорошо -  уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;  использование нерациональных приемов незначительные нарушения логики изложения  материала; отдельные неточности при изложении материала.

«3» - удовлетворительно - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых в конкретной работе: не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» - неудовлетворительно - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса.

         Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и т.д.).

        Таким образом, в тетрадь и в дневник учитель может выставить две отметки, например, «5/3»: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Оценка за общее впечатление от работы снижается, если:

-  в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно;

- работа плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных

  сокращений слов

- отсутствуют поля и «красные» строки.

Методы и формы организации контроля

Устный опрос – устное изложение учеником изученного материала.

Письменный опрос – проведение  самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий, графических работ.

 

 

8.2. Особенности контроля и оценки по русскому языку

Формы организации контроля

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изученных грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слова и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение – проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов, умение организовать письменный пересказ, соблюдая  правила родного языка.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях.

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-          нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

-          неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова);

-          отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

-          наличие ошибки на изученные правила по орфографии;

-          существенные отступления от авторского текста при написании изложения,  искажающие смысл произведения;

-          отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

-          употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

-          отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

-          отсутствие «красной» строки;

-          неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

-          незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

 

8.3.  Особенности контроля и оценки по чтению

 

         В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

-          навык осознанного чтения в определенном темпе;

-          умение выразительно читать и пересказывать текст;

-          учить наизусть стихотворение и прозаическое произведение;

         При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется передаче основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

         Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника:

-          умение ориентироваться в книге;

-          знание литературных произведений;

-          знание жанров литературных произведений и особенностей;

-          знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые 

-          приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.д.).

         Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют специфические особенности уровня сформированности навыка чтения. Учитывая эти особенности, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

-          в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения 25-30 слов в минуту (конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений;

-          во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-          в третьем классе,  наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами, основными задачами контроля является достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту вслух и 85-90 слов в минуту «про себя»; проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

-          в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями  и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту вслух и 150-120 слов в минуту «про себя»; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного так и неподготовленного текста; самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-          искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-          неправильная постановка ударений (более 2);

-          чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-          непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-          неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-          неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение наути в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-          нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-          нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

-          не более двух неправильных ударений;

-          отдельные нарушения  смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-          осознание прочитанного текста за время, немного превышающее  установленное время;

-          неточности при формулировке основной мысли произведения;

-          нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера  персонажа.

Формы организации контроля по чтению:

-          индивидуальный устный опрос;

-          фронтальный устный опрос;

-          письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события и пр.)

-          самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями, оглавлением;

-          тестовые задания.

 

 

8.4. Особенности контроля и оценки по математике

 

         В основе данного  оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-          незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

-          неправильный выбор действий¸ операций;

-          неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;

-          пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

-          несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

-          несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

-          неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

-          ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

-          неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

-          наличие записи действий;

-          отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устного ответа

         В основу оценивания устного ответа учащегося положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

-          неправильный ответ на поставленный вопрос;

-          неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

-          при правильном выполнении задания неумение дать соответствующее объяснение.

Недочеты:

неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

неумение точно формулировать ответ решенной задачи;

медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью  школьника;

неправильное произношение математических терминов.

 

Формы организации контроля по математике:

Текущий контроль по математике осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего материала рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится, в основном, в письменной форме. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы,  с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся  дается несколько вариантов  работы, каждый из которых содержит 30 примеров. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут.

Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ комбинированного характера( арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала  отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.  При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

        Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

 

8.5. Особенности контроля и оценки по образовательной области  «Окружающий мир»

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

неправильное определение понятия, замена существенной характеристики несущественной;

нарушение последовательности в описании объекта

(явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классификация на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстрированным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.

Формы организации контроля по «окружающему миру»

         Для контроля и оценки знаний по этому предмету используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, различные письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные, практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса.

Индивидуальный устный опрос проводится в следующих формах: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

При письменной проверке знаний используются контрольные работы, тестовые задания, работа с карточками-заданиями, графические работы.

         Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

 

 

8.6.  Виды и формы контрольно-оценочных  действий  учащихся и педагогов

 

       Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Таблица 2

№/п

Вид  КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически  в электронном  дневнике учащегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего  развития в многобалльной  шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. 

2.

Диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества  учебных задач

Направлена  на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи

Результаты фиксируются  отдельно по каждой отдельной  операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

3.

Самостоятельная  работа

Не более  одного месяца (5-6 работ в год)

Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания  составляются на двух  уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.

Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит  рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной  работы; указывает достижения  и трудности в данной  работе; количественно в 100-балльной шкале оценивает  уровень выполненной  работы.

Учитель  проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных  заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.

4.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной  работы

Проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)

Предъявляет  результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем  проверочной  работы для своего выполнения. Работа  задается  на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).

Учитель  проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по многобалльной  шкале отдельно по каждому уровню.

5.

Проверочная  работа

Проводится  после решения учебной задачи

Проверяется уровень освоения  учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни:

1 формальный; 2 –рефлексивный (предметный)№ 3 – ресурсный (функциональный).

Представляет  собой трехуровневую  задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит  персональный  «профиль»  ученика по освоению  предметного  способа/средства действия

6.

Решение  проектной  задачи

Проводится 2-3 раза в год

Направлена на выявление уровня освоения  ключевых  компетентностей

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

7.

Посещение мастерской 

Проводится  1 раз в неделю

Решает проблемы и трудности  учащихся в обучении

Фиксируется  учителем  в электронном журнале следующим образом:  1 балл – ученик был приглашен учителем на мастерскую, но не пришел; 2 балла – ученик был на мастерской по инициативе учителя; 3 балла – ученик  пришел на мастерскую по собственной  инициативе

8.

Посещение консультаций  

Проводится 1 раз в неделю

Ставит задачу обучения  учащихся  задавать (инициировать) «умные» вопросы.

Фиксируется учителем  в электронном журнале следующим образом: 1 балл – ученик присутствовал на консультации, но вопросов не  задавал; 2 балла – задавал вопросы, но не содержательные; 3 балла – завал «умные» (содержательные) вопросы.

 

9.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания  разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный)

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы.

10.

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

 

Май  месяц

Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен.

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

 

 

8.7. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося

 

       Предметом итоговой  оценки освоения  обучающимися  ООП НОО являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых  компетентностях  при освоении основной  образовательной  программы начального  общего  образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения  младших школьников как  в рамках ООП, так и за ее  пределами.

        В итоговой  оценке  реализации  ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга)  три  составляющие:

  • результаты  текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных  образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении  планируемых  результатов освоения ООП НОО;
  • результаты  итоговых  работ, характеризующие уровень освоения  обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для  продолжения  образования на следующем шаге;
  • внеучебные достижения  младших школьников.

        Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:

1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;

2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

        Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

        1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

       2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

 3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

         Все  материалы младшего  школьника по итогам  образования в начальной школе  оформляются  в форме «портфолио» (дневника, накопительной папки).

         «Портфолио»  ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов  учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); «карт знаний», а также  соответствующих информационных материалов из внешних источников    (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.

        Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием  информационной среды  образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы  и фазы реализации  основной  образовательной  программы

 

   1. Возрастные этапы построения ООП ступени  школьного  образования

 

В соответствии  с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования  условно  делится  на три этапа:

- первый этап (первые два месяца  первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

Цели: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

  Данный этап начального образования характеризуется тем, что:

1) он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена;

2) в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

Учение должно быть с самого начала представлено детям как социально значимая, особо уважаемая взрослыми деятельность. Главная педагогическая задача на первом этапе развивающего обучения – обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должны быть представлены педагогические требования, но и предоставлена возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не может выполнять эти требования. Педагогическая поддержка предотвращает превращение педагогического требования в педагогический произвол. Постепенность введения требований и их соотнесенность с индивидуальным дошкольным опытом ребенка- непременное условие, позволяющее ему осознать, что существующие нормы обусловлены не просто желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому.

Решение задач данного периода образования решается через  образовательный модуль «Первый раз в первый класс», рассчитанный на 207 часов (первые два месяца обучения).

Второй  этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной  деятельности в учебной общности класса.

  Этот период характеризуется тем, что:

1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

2)  про… Продолжение »

Конструктор сайтовuCoz