…" width="15%"> Не проводятся | До 30 % всего времени | Более 30% | 2 | |
Выполнение утвержденной (рекомендованной) Министерством учебной программы по физической культуре | Не выполняется | Выполняется не полностью | Выполняется | 2 |
Организация занятий с учащимися спецмедгруппы | Не ведется | Ведется эпизодически | Организованы группы или индивидуальные занятия по специальным программам | 2 |
Организация работы групп корригирующей гимнастики | Не ведется | Ведется только для учащихся начальных классов | Организованы группы для всех нуждающихся учащихся | - |
Кадровое обеспечение занятий с учащимися спецмедгруппы | Нет специалиста | Ведет учитель ФК, имеющий спец. подготовку | Ведет педагог с высшим специальным образованием систематически повышающий свою квалификацию | 2 |
Проведение физкульт минуток и физкультпауз на уроках | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | 2 |
Организация динамических перемен | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | 2 |
Проведение «часа здоровья» | Не проводится | I Доводится эпизодически | Проводится систематически | - |
Проведение «спортивного часа» в группе продленного дня | Не проводится | Проводится эпизодически | Проводится систематически | - |
Работа спортивных секции и групп ОФП
| Нет | 1-2 | 3 и более, есть связь с ДЮСШ | 2 |
Проведение «Дней здоровья» и спортивных соревнований | Не проводятся | 1-2 раза в год | Каждую четверть и чаще | 2 |
Суммарный балл |
|
|
| 20б. |
Физкультурно-оздоровительная работа в школе организована эффективно, но необходимо большее внимание уделить работе с больными детьми – это организация спец. мед. групп. Главной целью остается повышение эффективности спортивных занятий и уроков физкультуры.
1.5.Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Указатели | Критерии | Оценка в баллах
| ||
| 0 баллов | 1балл | 2 балла | |
Используются образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни | Нет | Авторские программы без грифа ДОН | Образовательные программы с грифом ДОН, Минобрнауки | - |
Лекции (лектории), беседы | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | 1 |
Консультации специалистов | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | 1 |
Проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | 2 |
Создание общественного совета по здоровью | Нет | Создан, но ведет работу эпизодически | Создан, ведет работу в системе | - |
Суммарный балл |
|
|
| 4б. |
Работа с учащимися по формированию ценности здоровья организована недостаточно эффективно. Необходимо ориентировать учащихся не на лечение, а на предупреждение заболеваний, используя непрерывную последовательную систему обучения здоровью. Для этого необходимо сформировать методическую базу по проблеме создания здоровьесберегающей среды для укрепления здоровья и безопасной жизнедеятельности.
1.6.Организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса
Показатели | Критерии | Оценка в баллах
| ||
| 0 баллов | 1балл | 2 балла | |
Лекции, семинары, консультации | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | 1 |
Курсы повышения квалификации педагогов по проблемам ЗОЖ | Сотрудники ОУ не обучаются | Обучаются по плану ККИДППО | Организовано обучение в ОУ | 1 |
Научно-методическая литература | Нет | Имеется в школьной библиотеке | Имеется в школьной библиотеке, имеется спец. стенд в методическом кабинете | 1 |
Привлечение педагогов к оздоровительным мероприятиям | Не привлекаются | Организуют детей | Участвуют вместе с детьми | 1 |
Привлечение родителей к оздоровительным мероприятиям | Не привлекаются | Помогают в организации детей | Участвуют вместе с детьми | 1 |
Суммарный балл |
|
|
| 5б. |
Организация работы не вызывает особой тревоги, но необходимо уделить большее внимание просветительской и методической работе с педагогами, специалистами и родителями. Необходима система. Педагогам и родителям необходимо не только организовывать детей на здоровьесберегающие мероприятия, но и самим непосредственно принимать в них участие.
1.7.Медицинское обслуживание, профилактика
и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
Показатели | Критерии | Оценка в баллах
| ||
| 0 баллов | 1балл | 2 балла | |
Профилактика заболеваний (прививки, витаминизация, и т.п.) | Не проводится | Проводится эпизодически | Проводится систематически с использование рекомендованных и утвержденных методов | 2 |
Анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья | Не проводится | Проводится эпизодически | Проводится систематически | 1 |
Введение карты здоровья класса (школы) | Не проводится | Вводится в отдельных классах | Введена во всех классах | - |
Комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь детям со школьными проблемами | Не проводится | Проводится эпизодически | Проводится систематически | 1 |
Привлечение медицинских работников- специалистов к проведению медицинских осмотров в школе | Не привлекаются | Помогают эпизодически | Помогают систематически | 2 |
Суммарный балл |
|
|
| 6б. |
Необходимо большее внимание уделять организации медицинской профилактики и наблюдению за состоянием здоровья детей. Наладить тесную связь с поликлиникой. Необходимо проводить дважды в год медицинский скрининг состояния здоровья школьников.
Заключительные выводы и определение школьных факторов риска.
Одна из самых главных задач здоровьесберегающей работы – устранить из образовательной среды факторы риска для здоровья учащихся. Необходимо перестроить работу гимназии, сделав приоритетом сохранение здоровья детей, это предполагает активный поиск форм и методов здоровьесберегающих педагогических приемов работы с детьми и использование здоровьесберегающих технологий обучения.
Одним из факторов риска является физкультурно-просветительская работа, которая требует системности, изменения содержания и дифференциации средств и форм физического воспитания.
Организация школьного питания, с целью профилактики заболевания органов пищеварения требует оптимизации. Необходимы координальные перемены в системе обслуживания и раздачи завтраков.
Особого внимания и поддержки требует работа по профилактике и предупреждению трудностей в обучении, профилактика школьной дезадаптации.
Основным направлением в формировании здорового образа жизни является работа по воспитанию у учащихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Гигиеническое воспитание и обучение должно носить комплексный характер. Повышая грамотность учащихся в этом вопросе, необходима работа в этом направлении и с семьями детей.
Известно, что недостаточные коммуникативные навыки часто выступают основой поведенческих рисков, конфликтных и стрессовых ситуаций. В этой связи педагоги и родители гимназии должны строить совместную работу, чтобы помочь детям овладеть навыками позитивного общения, принятия решения, критического мышления, межличностных контактов, умения постоять за себя и договориться с другими, противостоять групповому давлению сверстников, выхода из конфликтной ситуации.
2.7. Показатели эффективности деятельности школы в части формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
2.8. Формы представления результатов деятельности:
-аналитический отчет по результатам работы (ежегодно);
-публикация на сайте школы материалов диагностики;
-издание методических рекомендаций, учебных и методических пособий.
3.5. Циклограмма работы классного руководителя МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район по воспитанию культуры здоровья школьников.
Ежедневно:
-контроль посещаемости, соблюдения детьми правил личной гигиены, выполнения санитарно-гигиенических требований в учебном кабинете,
-организация регулярного и качественного питания в школьной столовой,
-организация дежурства, физкультминуток и подвижных перемен,
-создание положительного психологического климата в классном коллективе,
-индивидуальная работа со школьниками.
Еженедельно:
-проведение бесед и классных часов по этой теме,
-работа со школьным врачом, медсестрой – анализ состояния здоровья учащихся,
-контакты с учителями-предметниками,
-индивидуальные беседы с детьми и родителями.
Один раз в четверть:
-мониторинг показателей здоровья, анализ выполнения плана работы по воспитанию культуры безопасного и здорового образа жизни за четверть,
-проведение дня здоровья,
-встреча с родительским активом,
-консультации со школьным психологом и соц.педагогом, родительское собрание, обмен опытом с коллегами.
Один раз в год:
-открытое мероприятие в рамках месячника здоровья,
-родительское собрание или день открытых дверей по итогам года,
-мониторинг показателей здоровья, занесения его результатов в карты саморазвития, составление плана работы с учащимися на время летних каникул.
3.4. Методические рекомендации по организации разноуровневого самоконтроля и рефлексии в системе ВШК МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район
Цель разноуровневого контроля:
-качественная оценка происходящих в учебном процессе изменений, с целью корректировки и принятия коллегиальных управленческих решений;
-включение участников образовательного процесса в систему «мониторинга» на разных уровнях: ученик, учитель, метод.служба, руководитель, и предоставление им возможности самооценки, саморефлексии, прогнозирования, участия в принятии управленческих решений.
Задачи:
-повышение образовательной компетентности ученика, овладение навыками рефлексивной деятельности;
-рефлексивное оценивание развития профессиональной компетентности педагога на основе анализа и самоанализа;
-оказание методической помощи учителям по успешному развитию образовательной компетентности учащихся.
Уровни самоконтроля и рефлексии в системе ВШК школы
Уровни | Сферы ВШК | Методы самоконтроля |
1 уровень Самоконтроль учащегося | -образовательная компетентность учащихся -здоровьесбережение -воспитание | -рефлексивное портфолио -публичная саморефлекия -тесново-обучающие программы -диспансеризация -скрининг-тесты (уровень зрения) -тесты Мэра (физическая подготовка) -самодиагносика ценностный ориентаций школьников |
2 уровень Самоконтроль учителя | -профессиональная компетентность учителя -здоровьесбережение -научно-методическая работа | -самоанализ профессиональной компетентности -диспансеризация -самооценка эмоционального благополучия (по Фадеевой Е.И.) -самооценка уровня повседневного стресса (по Фадеевой Е.И.) -обобщение опыта НМР, рефлексивный анализ -проведение и самоанализ открытых уроков в Неделях педагогического мастерства -педагогическое рефлексивное портфолио учителя |
3 уровень Самоконтроль структуры внутришкольного управления (на примере методической службы) | -качество управления | -управленческий мониторинг (сбор информации проводится по разработанной комплексно-целевой программе): критерии продуктивности, адаптивности, системности и функциональности, непрерывности и устойчивости управления, оптимальности условий, проективности |
4 уровень Самоконтроль руководителя | -профессиональная (управленческая) компетентность руководителя -здоровьесбережение | -самоанализ управленческой деятельности -изучение уровня профессиональной (управленческой) компетентности -управленческое портфолио -диспансеризация --самооценка эмоционального благополучия (по Фадеевой Е.И.) -самооценка уровня повседневного стресса (по Фадеевой Е.И.) |
Технологии обязательного контроля здоровьесбережения:
-рефлексивно-диалогического взаимодействия,
-технология портфолио учащихся,
-технологии развития критического мышления,
-контрольно-рефлексивное собеседование,
-недели пед.мастерства,
-педагогическое рефлексивное портфолио,
-технологии качественной системной оценки деятельности учащихся по формированию и развитию знаний, умений и опыта практической деятельности.
Осознание школьниками ценности здоровья
Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в жизнедеятельности. Внимательно прочтите его, проранжируйте ценности-цели
Рейтинг | Список ценностей |
| Материально обеспеченная жизнь |
| Карьера, интересная работа |
| Успех и общественное признание (уважение окружающих, одноклассников |
| Хорошие, верные друзья |
| Забота о здоровье (физическом и психическом) |
| Свобода как независимость в поступках и действиях |
| Успех у противоположного пола |
| Возможность путешествовать |
| Счастливая семейная жизнь |
| Жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени |
| Красота природы и искусства |
| Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в обществе |
| Другое (что именно, допишите) |
Гармоничность образа жизни школьников
Отметьте знаком «+» пункты, характерные для вашего образа жизни
I |
| Как вы оцениваете состояние своего здоровья? |
1. |
| Хорошее |
2. |
| Удовлетворительное |
3. |
| Плохое |
4. |
| Затрудняюсь ответить |
II |
| Занимаетесь ли вы физической культурой или спортом? |
1. |
| Да, занимаюсь |
2. |
| Нет, не занимаюсь |
III |
| Как долго днем бываете на улице, на свежем воздухе? |
1. |
| Чаще всего больше 2 часов |
2. |
| Около часа |
3. |
| Не более получаса или не выходу на улицу совсем |
IV |
| Делаете ли утром следующее |
1. |
| Физическую зарядку |
2. |
| Обливание |
3. |
| Плотно завтракаете |
4. |
| Курите по дороге в школу |
V |
| Обедаете ли вы в школьной столовой? |
1. |
| Да, регулярно |
2. |
| Иногда |
3. |
| Нет |
VI |
| В котором часу вы ложитесь спать? |
1. |
| До 21 часа |
2. |
| Между 21 и 22 часами |
3. |
| После 22 часов |
VII |
| Вы употребляете алкогольные напитки, наркотические вещества, курите? (что именно, подчеркните) |
1. |
| Да, активно |
2. |
| Изредка |
3. |
| Никогда |
VIII |
| Как вы чаще всего проводите свое свободное время? |
1. |
| Занимаюсь в спортивной секции, кружке |
2. |
| Провожу время с друзьями |
3. |
| Читаю книги |
4. |
| Помогаю по дому |
5. |
| Преимущественно смотрю телевизор (видео) |
6. |
| Играю в компьютерные игры |
7. |
| другое |
Уровни сформированности культуры здоровья школьников
Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений
I |
| Занимаетесь ли вы |
1. |
| В школьной спортивной секции |
2. |
| В спортивной секции других учреждений |
3. |
| Чтением научной литературы о сохранении своего здоровья |
4. |
| Просмотром передач на тему здоровья |
5. |
| Употреблением комплексов витаминов |
6. |
| Чтением энциклопедий для юношей и девушек |
II |
| Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков |
1. |
| Вообще никогда не участвую |
2. |
| Очень нерегулярно |
3. |
| Раз или два в неделю |
4. |
| Три и более раз в неделю |
III |
| На уроках физической культуры вы занимаетесь |
1. |
| С полной отдачей |
2. |
| Без желания |
3. |
| Лишь бы не ругали |
IV |
| Какие у вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями) |
1. |
| Полное взаимопонимание |
2. |
| Доверительные |
3. |
| Уважительные |
4. |
| Отсутствие взаимопонимания |
V |
| Для ведения здорового образа жизни вы: |
1. |
| Соблюдаете режим дня |
2. |
| Соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу |
3. |
| Занимаетесь спортом |
4. |
| Делаете регулярно утреннюю зарядку |
5. |
| Не имеет вредных привычек |
VI |
| Как вы считаете, какие качества вас характеризуют? |
1. |
| Физическая сила и выносливость |
2. |
| Умственная работоспособность |
3. |
| Ум и сообразительность |
4. |
| Сила воли, выдержка, терпение и упорство |
5. |
| Объем знаний о здоровом образе жизни |
6. |
| Умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве |
7. |
| Внимание и наблюдательность |
8. |
| Умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) |
9. |
| Умение организовать свой труд (организованность) |
10. |
| Умение при необходимости работать самостоятельно, без постороннего |
11. |
| Чуткость и отзывчивость к людям |
12. |
| Умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь и принимать помощь от других |
13. |
| Умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива |
14. |
| Умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д. |
15. |
| Умение беречь время |
16. |
| Умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки |
Участие школьников с здоровьесберегающих мероприятиях
Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие
| В спортивных соревнованиях |
| В спортивных праздниках |
| В турпоходах, слетах |
| В проведении дней, недель, месячников здоровья |
| В подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни |
| В подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий |
| В различных подвижных, спортивных играх, эстафетах |
| В проведении физкультминуток, физкультпауз |
| В разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья |
| В конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни |
| В конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни |
| В молодежных акциях, направленных на профилактику вредных привычек (музыкальные фестивали, дискотеки, слеты, конкурсы агитбригад). |