Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.
Примечание. Содержание художественно-творческой и трудовой деятельности выстраивается по горизонтальным параллелям, что обеспечивает интегративные связи.
5. Использование информационных технологий.
(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
|
Художественно-творческая изобразительная деятельность [5]
|
Трудовая (технико-технологическая) деятельность
|
I
| 1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале. 2. Организация рабочего места при работе с художественными материалами. 3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приёмы работы кистью, карандашом, фломастером.
| 1. О материалах. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность; плотность, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сбор и сушка природного материала. Выявление эстетического в простом материале. 2. Организация рабочего места при работе с разными материалами (с помощью учителя). 3. Об инструментах и приспособлениях. Ножницы и шаблон. 4. О правилах пользования инструментами: кисточкой, ножницами. |
II | Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей. Симметрия. | О конструкции. Однодетальные и многодетальные изделия, наподвижное соединение деталей. Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала. |
III
|
Компоненты изобразительной деятельности: - изготовление и подготовка к работе палитры; - способы разведения и смешивания красок; - нанесение точек, линий, мазков; - выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков; - передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета; - работа по мокрому листу. |
Компоненты технологии. Разметка сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету. Использование предметной инструкции. Разделение заготовки на части отрыванием, разрыванием по линии сгиба, резанием ножницами. Соединение деталей: неподвижное клеевое (наклеивание мелких и средних по размеру деталей). Отделка (изделия, деталей): рисование, аппликация, вышивка. Сушка изделия под прессом.
|
III
| Профессии: живописец, скульптор. | Профессии родителей. |
IV
| Представление о художественно-декоративных промыслах и их мастерах: Гжель, Хохлома, Жостово. | |
Понятия: 1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
3. Технико-технологические: изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.
2 класс - 34 (68) часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6/12 ч).
Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека.
Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.
Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10/20 ч).
Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, ряжа, ткани породного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги.
Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
3. Конструирование (7/14 ч).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Художественно-творческая деятельность (10/20 ч).
Эстетические понятия.
I. Эстетическое в жизни и в искусстве. (Категории прекрасного, трагического, комического, возвышенного.)
II. Основы композиции. (Соотношение всех компонентов в произведении искусства. Движение – основа материи и форма её существования. Жанры: натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет. Правда и правдоподобие.)
III. Из истории развития искусства – искусство Египта и Античности.
Эстетический контекст.
Эстетические категории как выражение целесообразности в жизни и искусстве.
Прекрасное в природе, человеке, труде. Проявление эстетических категорий в различных видах искусства (в изо, театре, литературе, музыке).
Композиция в изо, театре, литературе, музыке. Композиция как часть и целое.
Настроение в искусстве.
Колорит.
Движение как форма существования природы. Подражание. Статика. Изображение движения через композицию. Движение животных и его изображение в искусстве.
Отражение чувств и мыслей человека в различных жанрах. Жанры в литературе: лирика, проза, драматургия. Жанры в театре: комедия, трагедия, драма. Жанры в музыке: песня, танец, марш.
Мир природы и природный материал. Соотношение материального и идеального. Основа художественного образа.
Синкретичность (неразрывность) в развитии искусства. Театр - синтетический вид искусства.
5. Использование информационных технологий.
(Демонстрация учителем с привлечением учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
| Художественно-творческая изобразительная деятельность | Трудовая (технико-технологическая) деятельность |
I | 1. Художественно-графические и природные материалы. Краски натуральные (природные: например, мел, графит, луковая шелуха, морковь, свёкла, грецкий орех) и искусственные (акварель, гуашь). Виды рисовальной бумаги (акварельная, ватман), её свойства. 2. Самостоятельная организация рабочего места. | 1. О материалах. Виды бумаги (журнальная, креповая). Свойства картона и бумаги, с которыми работают учащиеся. Ткани и нитки растительного происхождения (х/б и льняные), их свойства. Металлическая проволока, её свойства. Материалы, из которых изготовлены предметы вторичного использования (футляры киндерсюрпризов, пластиковые бутылки). 2. Самостоятельная организация рабочего места. 3. Об инструментах. Циркуль, канцелярский нож. 4. О правилах пользования инструментами – канцелярский нож, циркуль. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа.
|
II | Основы композиции. Представление о линейной перспективе. Колорит.
| О конструкции. Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объёмных форм на основе развёрток, выполненных с помощью шаблонов. Экономические знания – об экономной, рациональной разметке нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.
|
III | Компоненты изобразительной деятельности. Способы получения цветового спектра (через струю воды, линзу). Основные цвета солнечного спектра. Смешивание главных цветов красок для получения составных цветов.
| Компоненты технологии. Разметка по линейке, угольнику с опорой на чертёж. Чертёж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба). Соединение деталей – клеевое (склеивание и наклеивание крупных деталей), проволочное подвижное, ниточное. Отделка (деталей и изделия) ручными строчками (прямая строчка и её варианты).
|
IV | Жанровое многообразие (пейзаж, натюрморт, портрет). Рисунок, живопись, иллюстрация, узор.
| Жанровое многообразие в декоративно-прикладной деятельности. Реализация жанра в различных материалах. |
V | О профессиях – театральный художник, костюмер.
| О профессиях и ремёслах города, села, где живут дети. |
VI | Синкретичность народного искусства.
| |
Понятия: 1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и правдоподобие.
2. Художественно-изобразительные: иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация.
3. Технико-технологические: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.
3 класс – 34 (68) часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6/12 ч).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника.
Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10/20 ч).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (6/12ч).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.
4. Художественно-творческая деятельность (8/16 ч).
Эстетические понятия.
I. Эстетическое в жизни и искусстве. (Художественный образ.)
II. Основы композиции. (Форма и содержание. Игрушка. Дисгармония.)
III. Из истории развития искусства. (Искусство эпохи Средневековья и Возрождения.)
Эстетический контекст.
Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства.
Соответствие формы и содержания в изо, литературе, музыке, театре, архитектуре.
Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление жизни.
Народность, утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке. Современное значение игрушки.
Нарушение пропорций, разрушение целостности, какофония (шумовой эффект в музыке, театре), асимметрия.
Театр народов мира.
5. Использование информационных технологий (4/8 ч).
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет[6], видео, DVD).
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
|
Художественно-творческая изобразительная деятельность
|
Трудовая (технико-технологическая) деятельность |
I | Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства.
| О материалах. Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися.
|
II | Основы композиции. Воздушная перспектива, пропорции. Соответствие формы и содержания художественного произведения. Единство формы и содержания в игрушке. | О конструкции. Соединение деталей - виды «замков». Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д. Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания. Изготовление игрушек.
|
III | Компоненты изобразительной деятельности: - изготовления солёного теста, - холодные и тёплые цвета, - смешивание основных цветов красок для получения холодного и тёплого колорита, - набросок, графика.
| Компоненты технологии. Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.
|
IV | Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания. Образ эпохи.
| Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла. |
V | Архитектура как вид искусства.
| Проектирование как основа коллективной деятельности (к архитектуре).
|
VI | О профессиях и ремёслах региона.
| |
Понятия: 1. Культурологические: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
2. Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета - воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции.
3. Технологические: эскиз развертки, развёртка, линии чертёжа (линии разрыва и невидимого контура).
4 класс – 34 (68) часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4/8 ч).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8/16 ч).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование (4/8 ч).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.
4. Художественно-творческая деятельность (10/20 ч).
Эстетические понятия.
I.Эстетическое в жизни и искусстве. (Обобщенные знания о соотношении реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве.)
II. Основы композиции (Средства художественной выразительности. Обобщённые знания о единстве формы и содержания как средства существования искусства.)
III. Из истории развития искусства. (От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства.)
Эстетический контекст.
Настроение в декоративно-прикладном искусстве, изо, литературе, музыке, театре.
Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логика построения изделия - от замысла через образ к изделию.
Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция.
Ритм в декоративно-прикладном искусстве, изо, музыке, литературе, театре.
Роль фактуры материала в изделии.
Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция). Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные.
Театр (основа сценария, образ персонажа, образ обрамления, образ-восприятие).
5. Использование информационных технологий (8/16 ч).
Персональный компьютер (ПК). Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Работа с доступной информацией программы Word, Power Point.
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
|
Художественно-творческая изобразительная деятельность
|
Трудовая (технико-технологическая) деятельность |
I | Синтетические материалы. Пенопласт и поролон как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства. Общее представление о художественных материалах.
| 1. О материалах. Общее представление об искусственных материалах, несколько примеров искусственных материалов их свойства. 2. Правила работы инструментами, используемыми в практической работе при выполнении художественных произведений различных видов.
|
II | Основы композиции. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, воздушная и линейная перспектива, колорит, композиция, фактура).
| О конструкции. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах. |
III
| Компоненты изобразительной деятельности. Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция, свет и тень). Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, линейная перспектива, колорит, композиция, фактура.) | Компоненты технологии. Знание особенностей технологического процесса в зависимости от используемого материала.
|
IV | Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций. Простейший анализ художественного произведения (художественный образ как единство формы и содержания)
| Ассоциативные связи в работе с различными материалами |
V | О профессиях, связанных с современными технологиями. Роль эмоционального состояния при создании художественного образа, изделия. Восприятие художественного образа как средство гармонизации личности и человека.
| |
Понятия: 1. Культурологические: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, анализ художественного произведения.
2. Художественно-изобразительные: средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре, ассоциации, свет и тень.
3. Технико-технологические: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.
VII. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности учащихся
1 класс
Раздел | Темы | Примерное количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | |
1 час в неделю | 2 часа в неделю | |||
ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО | Человек и жизнь | 1 | 1 | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. С помощью учителя - выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами); - анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; - осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. С помощью учителя - осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона); - оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. С помощью учителя: - моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку; - определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
|
Отношение человека к природе | 2 | 3 | ||
Разные люди - разные культуры | 2 | 3 | ||
Мудрость народа | 1 | 4 | ||
Идеал в жизни и в искусстве | 2 | 4 | ||
Мой идеал | 1 | 4 | ||
Художественная мастерская | 2 | 4 | ||
гармония во всем | Человек-художник | 1 | 1 | |
Природа и изделие | 1 | 3 | ||
Художественное изделие | 2 | 4 | ||
Гармония | 2 | 4 | ||
Симметрия | 1 | 1 | ||
Орнамент | 2 | 4 | ||
Плоскость и объем | 1 | 4 | ||
Художественная мастерская | 2 | 3 | ||
Часть и целое | 1 | 2 | ||
Мозаика | 1 | 2 | ||
Сюжет | 2 | 4 | ||
Разыгрываем сказку! | 2 | 4 | ||
давным-давно | Человек изобразил мир |
1 |
1 | |
Родилась живопись | ||||
Родилась скульптура |
1 |
1 | ||
| Родилась музыка | |||
| Родился театр | 2 | 3 | |
| Итого | 33 | 66 | |
2 класс
Разделы
|
Темы
| Примерное количество часов |
Продолжение » |
|
|