… ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу).

Из области лексики дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимении он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.

Из области орфографии в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

 

Работа с текстом

На материале текстов Азбуки и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.

1. Дети самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух по предложениям или абзацам (небольшим).

2. Учитель задает уточняющие вопросы по ходу чтения, контролирует адекватность первоначального восприятия и понимания прочитанного. Объясняются или уточняются значения слов; учитель периодически возвращает детей к их предположениям, которые были высказаны до начала чтения. Идет постоянное уточнение и углубление понимания.

3. Повторное чтение более крупными отрывками, беседа.

III. Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.

1. Вопросы учителя ко всему тексту, которые позволяют понять его уже на уровне смысла. Беседа по проблемному вопросу.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

 

VI. Содержание учебного предмета Литературное чтение

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого клас-

са отражает основные направления работы и включает следующие

разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и

слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных

произведений). Развитие устной и письменной речи.

Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные

виды заданий.

 

1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЯ

1й класс – 40 ч (4 часа в неделю)

«Попрыгать, поиграть...» (12  ч). Стихи и маленькие рассказы

А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова,

Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина,

Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом (8  ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто,

Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова,

М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их

взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрён-

ках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах (10  ч). Стихи и маленькие рассказы

Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина,

Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и живот-

ных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.

Маленькие открытия (10  ч). Стихи и небольшие рассказы о

мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает

человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения

Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Ток-

маковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

 

3.Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы

программы по интегрированному курсу «Обучение грамоте»

(русский язык + чтение)

-русский язык

Личностные

Метапредметные

Предметные

ü  осознание языка как основного средства человеческого общения

ü  восприятие русского языка как явления национальной культуры

ü  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека

ü  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

ü  умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

ü  способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения

ü  умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты )с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения

ü  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

ü  умение задавать вопросы

ü  начальные  представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических )и правилах речевого этикета

ü  умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного )

ü  умение(в объеме изученного)находить , сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук ,буква, часть слова, часть речи ,член предложения, простое предложение

ü  способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

 

 

- чтение

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

ü  осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения

ü  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя,

ü  знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями,

ü  восприятие литературного произведения как особого вида искусства

ü  полноценное восприятие художественной литературы

ü  эмоциональная отзывчивость на прочитанное

ü  высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника

ü  освоении приемов поиска нужной информации

ü  овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений(деление текста на части ,составление плана, нахождение средства художественной выразительности  и др.)умением высказывать свою точку зрения,

ü  освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром ,

ü  формирование представления о правилах и нормах поведения ,принятых в обществе

ü  овладение основами коммуникативной деятельности ,на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

ü  формирование необходимого уровня читательской компетентности

ü  овладение техникой чтения ,приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения

ü  элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных ,научно-популярных и учебных текстов

ü  умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу

ü  умение пользоваться словарями и справочниками

ü  осознание себя как грамотного читателя ,способного к творческой деятельности

ü  умение составлять несложные монологические высказывания о произведении(героях, событиях),устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания

ü  умения декламировать (читать наизусть)стихотворные произведения, выступать перед аудиторией (сверстниками , родителями, педагогами )с небольшими сообщениями.

 

 

 

 

 

 

1.3.Таблица тематического распределения количества часов по литературному чтению

УМК «2100»

Рабочая программа составлена на начальную общую ступень обучения по первому виду

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

 

Рабочая  программа

Рабочая  программа по классам

Примерная программа

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

ИТОГО

 

 

444

444

36

136

136

136

444

 

Аудирование (слушание)

30-40

30

6

8

8

8

30

 

Чтение

190-225

197

13

60

62

62

197

 

Культура речевого общения

100-110

100

2

30

31

37

100

 

Культура письменной речи

20-25

20

-

8

6

6

20

 

Литературоведческая пропедевтика

 

15

3

4

4

4

15

 

Круг детского чтения

 

76

10

24

24

18

76

 

Творческая деятельность уч-ся (на основе литературных произведений)

 

6

2

2

1

1

6

 

Итого

444

 

36

136

136

136

444

 

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

(Для 1 класса)

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Аудирование (слушание)

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности развитая сюжетного действия( основных сюжетных линий), особенностей произведения и описания героев автором; жанра художественных произведений.

Слушание фольклорных произведений.

Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный).

Слушание поэтических произведений.

Слушание прозаических произведений.

Жанры художественных произведений.

6 ч.

 

 

 

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, оценивать свои эмоциональные реакции.

Различать речь родного и иностранного языков.

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.  

Чтение вслух и про себя

Постепенные переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Интонирование простого предложения на основе знаков препинания.

Декламация стихотворений.

 

13 ч.

 

 

 

Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

Читать про себя, постоянно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Интонировать предложения на основе знаков препинания.

Читать по ролям, распределять роли.

Объяснять смысл и значение названия.

Пересказывать произведение подробно, сжато, выборочно.

 









 

 

 

 

 

 

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озоглавливание. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос «Почему автор так назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстраривно-изобразительных материалов.

Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка; последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя., пересказ рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.

Характеристика героя произведения с использование художественно-выразительных средств ( эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражение, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление постыпков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Пробный пересказ текста ( определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана виде назывных предложений из текста,  вопросов, самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный, свободный, выборочный пересказ – по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия(выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуации, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Виды текста: художественный, учебный, научно-популярный. Практическое сровнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказ учебного и научно-популярного текстов.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная ( с опорой на внешние показатели книги , её справочно-иллюстративный материал). Выходные данные, структура книги,: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, анотация, предисловие и послесловие, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

 

 

 

Работа с разными видами текста.

Текст. Отличие текста от набора предложений. Заголовок в тексте. Цель и назначение заглавия произведения.

Работа с текстом.

Пересказ текста. Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения. Рассказ о герое произведения.

Работа с книгой.

Знакомство с книгой по обложке (автор, заголовок) и внутритекстовой иллюстрации. Структура книги6 титульный лист, оглавление. Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Знакомство и библиотекой. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеризовать книгу: анализировать структуру ( обложка, титульный лист, иллюстрации.

Культура речевого общения

Диалог, особенности диалогового общения: погнимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту, выслушивать, не перебивая собеседника, и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания, воплощение своих жизненных впечатлений в словестном образе, самостоятельное построение композиции собственного высказывания, анализ авторского замысла,передача основной мысли текста в высказывании.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

Диалог

Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость – первое правило общения. Вопрос собеседнику. Правила постановки вопроса. Слушание ответа собеседника. Свободное участие в диалоге.

Монолог

Определение темы своего высказывания.( то, о чём я хотел бы сказать). Определение главной мысли высказывания (то, что я хотел бы сказать).

Устный рассказ.

Отределение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чём хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения ( то, что хотел сказать автор_

2 ч.

 

 

 

Участвовать  в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации ( как? Когда? Почему? Зачем?)

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему)

Создавать  (устно) небольшой рассказ.

Культура письменной речи.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку ( отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-рассуждения, рассказа, на заданную тему, отзыва.

Определение темы своего высказывания ( то, о чем я хотел бы сказать). Определение главной мысли высказывания ( то, что я хотел бы сказать) Устное сочинение в форме рассказа.

 

 

 

 

Определить тему своего письменного высказывания

Создавать письменный рассказ.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы 19 -20 вв. (например В.А. Жуковский,  А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский, С. А. Есенин); классиков детской литературы. Произведения современной отечественной ( с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая литература, фантастика. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Основные темы для детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения и др.

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов России. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Классики детской литературы. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказы, сказки, стихотворения.

Темы для детского чтения.

Произведения о детях, природе, животных, взаимоотношениях людей, Родине.

10 ч.

 

 

 

 

Литературоведческая пропедевтика.

Средства выразительности ( на практическом уровне): сравнение, звукопись, метафора, гипербола, повтор, олицетворении. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи (с помощью учителя).Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема, герой произведения (его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою), рассказчик.

Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание( пейзаж, портрет, интерьер) монолог героя, диалог героев.

Прозаические и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.

Жанровое разнообразие произведений для чтения( колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); большие фольклорные формы ( былины, сказания, мифы и легенды); сказки (о животных, бытовые, волшебные) басни.

Литературная (авторская) сказка.

Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция).

Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики – произведении классиков отечественной и зарубежной литературы 19-20 вв.

Малые жанры фольклора: загадки, считалки, песенки, пословицы и поговорки (разных народов России). Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Герой произведения. Характер героя.

3 ч.

 

 

 

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

 

Творческая деятельность учащихся ( на основе литературных произведений)

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, драматизация, создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа,( подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения ( текст по аналогии).

Постановка живых картин

Освоение различных ролей в тексте. Отбор выразительных средств ( мимика, жесты), Постановка живых картин.

Чтение по ролям.

Освоение ролей для чтения по ролям. Выразительные средства (темп, интонация) для чтения по ролям.

Подробный пересказ текста.

2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

 

Пояснительная записка

 

Курс математики для 1-ого класса создан на базе психолого-педагогических исследований, проведенных в конце 70-х – начале 80-х г.г. в НИИ  ОПП АПН СССР под руководством профессора Н.Я. Виленкина. Этот курс разработан Л.Г. Петерсон и рассчитан на 132 часа из расчета 4 часа в неделю.  Он является составной частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

            Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

           Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

           Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

          Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.

Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения.… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz