…ный план составлен в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами:

          - приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

          - приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);

          - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);

        - постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»

 (с изменениями).

        - приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 05.03.2011 № 767/1      «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2011 году»

 

2. Распределение часов из части, формируемой участниками образовательного процесса.

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I

 

I I

 

I I I

 

IV

 

Математика

-

1

1

-

Духовная культура народов России

-

-

-

0,5

Информатика

-

1

1

1

Кубановедение

1

1

1

1

 

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.  

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом 90 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

  Продолжительность урока составляет:

   – в 1 классе  –  35 минут;   – во 2-4 классах  –  40 минут.

 Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана по основной образовательной программе «Школа России», рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год (Приказ № 2080 от 24 декабря 2010 года) издательства «Просвещение».

1.     Завершённая предметная линия  учебников «Русский язык»авт. Канакина В.П., Горецкий В. Г.

2.     Завершённая предметная линия  учебников «Литературное чтение» авт. Климанова Л. Ф. и др.

3.     Завершённая предметная линия  учебников «Математика» авт. Моро М. И, и др.

4.     Завершённая предметная линия  учебников «Окружающий мир» авт. Плешаков А.

 5.     Завершённая предметная линия  учебников «Технология»     авт.  Роговцева Н. И.

6.     Завершённая предметная линия  учебников «Музыка» авт. Критская Е. Д. и др.

7.     Завершённая предметная линия  учебников  «Изобразительное искусство» под. ред. Неменского Б. М.

8.     Завершённая предметная линия  учебников «Физическая культура» авт. Лях В. И.

9.     Завершённая предметная линия  учебников «Духовно – нравственная культура народов России».

10. Завершённая предметная линия  учебников «Английский язык» авт. Бим И. Л. и др.

Вторая часть учебного плана формируется на основе потребностей и возможностей образовательного учреждения на каждый учебный год. Учащимся предоставляется право выбора спектра занятий. Внеучебная деятельность проходит в форме различных форм организации, отличной от урочной системы обучения.

Занятия могут проводиться в форме: кружков, секций, проектов, экскурсий и др.  Занятия могут проводиться педагогами дополнительного образования.

 

 

2.Внеурочная деятельность

I

I I

I I I

IV

Всего 

10

10

10

10

40

Вокальная студия,  хореография, народные танцы

1

1

1

1

4

Театральный кружок

1

1

1

1

4

Факультатив по формированию здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья»

1

1

1

1

4

Факультатив «По законам добра»

1

 

 

 

1

Факультатив «Я – гражданин России»

 

1

1

1

3

Социальный проект «День сердца»

1

1

1

1

4

Кружок «Экологическая дорожка»

1

 

 

 

1

Факультатив «Юный краевед» в рамках курсов «Кубановедение», «Окружающий мир»

1

1

1

1

4

Литературная гостиная в рамках курсов «Литературное чтение», «Русский язык», «Детская риторика»

 

1

1

1

3

Факультатив по математике «Геометрия вокруг нас»

 

1

1

1

3

Проектная деятельность в рамках курсов «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»

1

1

1

1

4

Индивидуальные и групповые консультации, мастерские

2

1

1

1

5

Всего к финансированию

30

32

32

32,5*

126,5*

 

Раздел 4. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО

 

        Содержание образования в начальной  школе  включает в себя: формирование учебной  деятельности; освоение  культурных предметных способов действий/средств/; приобретение  социального  опыта. Данные компоненты содержания  образования  реализуются в начальной  школе  через  комплект ряда  рабочих  учебных и внеучебных программ: межпредметные, разновозрастные  образовательные  модули; предметные  линии; практики;

домашнюю  самостоятельную  работу; внеучебную деятельность. Эти программы  реализуются  в разных формах: урочных, внеурочных, внешкольных.

 

4.1. Формирование  учебной  деятельности  младших школьников

 

Учебная  деятельность в соответствии с возрастной  периодизацией  Д.Б.Эльконина является  ведущей  в младшем школьном возрасте.  Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой человек отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками:

  • внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя;
  • в ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении - отвлеченное логическое мышление;
  • от ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей ("каким бывает рабочий, учитель и т.п.") а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

       В  начале систематического  обучения  детей в школе учебной  деятельности  еще нет. Она еще должна  здесь возникнуть, развиться  и оформиться. Поэтому формирование  учебной  деятельности есть одна из задач  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования.

       На первых этапах своего формирования учебная деятельность возможна только на основе постановки учебных задач обучающим, которые осуществляют также функции контроля и оценки. Развитые формы УД предполагают переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку, самостоятельную конкретизацию поставленных извне целей.

       Учебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (в игровую, трудовую, спортивную и т. п.). Учебная деятельность предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых школьниками и студентами с помощью учителей и преподавателей.

       Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.

         Знания, умения и навыки младший школьник получает не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего учебную деятельность.
          Усвоение знаний, умений и навыков внутри учебной деятельности имеет ряд характерных особенностей.


          Во-первых, содержание учебной деятельности составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.

          Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).

          В-третьих, в процессе учебной деятельности происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом ребенке.

           Одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности.

          Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно          Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

          Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо: чтобы они овладели указанными выше учебными действиями; чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий". И, наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.      

         Для этого, с первых дней обучения младших  школьников образовательный процесс должен строиться на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя". Действие, которое должно быть также передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. "установление того, усвоено ли или еще не усвоено то или иное учебное действие".

         Таким образом, в начальной  школе в рамках  данной  ООП должно произойти  становление и формирование  учебной  деятельности  младших школьников.

        Становление  учебной  деятельности – это совершенствование каждого компонента УД, их взаимосвязи и взаимопереходов; совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения; превращение ученика в субъекта осуществляемой им УД; необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов учебной  деятельности.

       Формирование учебной деятельности есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает: отработку у школьника каждого компонента УД; взаимосвязь компонентов УД; постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.

      Становление и формирование УД проходят несколько этапов, каждому из которых соответствуют определённые ступени образования. При переходе от этапа к этапу видоизменяются её основные характеристики: конкретное содержание; формы организации взаимодействия между её участниками; особенности их общения; характер психологических новообразований. Поэтому уровни зрелости УД в целом и ее отдельных компонентов есть важные качества характеристики эффективности труда учителя и школьника.
        На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста.

        Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой УД она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

       Результатом формирования  учебной  деятельности  в начальной  школе является  учебная грамотность младшего школьника.

 

4.2. Освоение  культурных предметных  способов действий/средств

 

     Организация образовательного процесса  опирается на систему учебных предметов, которые объединены в ряд предметных областей, при усвоении конкретного содержания которых школьники, с одной стороны, овладевают системой научных понятий, с другой – получают соответствующий уровень психического развития. Каждый учебный предмет представляет собою своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения. Это проецирование имеет свои закономерности, определяемые целями образования, особенностями самого процесса усвоения, характером и возможностями психической деятельности школьников и другими факторами.

Стержнем учебного предмета служит его  учебная программа, т.е. систематическое и  иерархическое описание тех знаний и  умений, которые подлежат усвоению. Программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет, в свою очередь, методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения и другие моменты образовательного процесса. И, что наиболее существенно, указывая состав усваиваемых знаний и способ их координации, программа тем самым проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого учебного материала.

 Конструирование рабочих учебных программ предполагает не только опору на позитивное содержание соответствующих сфер общественного сознания, но и четкие логические представления об их строении как особых формах отражения действительности, понимание природы связи психического развития учащихся с содержанием усваиваемых знаний и умений, владение способами формирования мышления учащихся.

Современные учебные предметы  проектируют формирование у школьников основы теоретического мышления, закономерности которого вскрываются материалистической диалектикой как логикой и теорией познания и опирающейся на нее психологией. Теоретическое же мышление формируется у школьников в процессе выполнения ими учебной деятельности. С этой точки зрения, учебные предметы строятся в соответствии с содержанием и структурой учебной деятельности.  Такое построение учебных предметов создает благоприятные условия для развертывания учебной деятельности школьников, а усвоение ими содержания этих предметов  способствует формированию у школьников основ теоретического мышления (анализа, планирования и рефлексии).

 

4.2.1. Характеристика  предметных областей

 

    На  этапе начального  образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом определены следующие предметные  области: филология; математика и информатика; естествознание и обществознание (окружающий мир); искусство; основы духовно-нравственной культуры  народов России; технология; физическая культура.

     Учебное  содержание  предметных областей представлено в виде совокупности (системы)  культурных  средств/способов  действия.

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности.

Познавательная деятельность

         Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

         Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.

         Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

         Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией

         Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

         Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.

         Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Организация деятельности

         Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

         Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

         Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

 

Филология

 

         В данную  предметную область   входят  русский и иностранный языки, а также  литературное  чтение.

         Главная цель  обучения языка  является  освоение его как средства  отражения действительности, хранения информации и коммуникации (инструмента  общения). Младшие школьники должны освоить  языковые механизмы, язык в его функционировании. Поэтому  содержание  данной предметной области структуировано в соответствии с логикой  пользования языком, существенно  отличающейся  от принципа  систематизации  языковых явлений в науке о языке и в традиционной примерной учебной программе для начальной школы: графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Следуя заявленной логике в программе языка,  выделяются две внутренние  содержательные области: «Слово, его значение и написание», «Высказывание и его оформление в письменной речи», что соответствует  двум аспектам  речевой  деятельности (номинативному и коммуникативному).

          Первая  внутренняя содержательная  область предполагает освоение  слова  прежде  всего с точки зрения  соотношения  формы и значения, что означает  овладение  языковыми механизмами формирования  и выражения  понятий и представлений. Эта область представлена такими  разделами, как «Звук и буква», «Состав слова», «Части речи» и «Лексика».

         Вторая  внутренняя содержательная область определяет действие последовательного  развертывания в языке различных содержаний. Таким образом, данная область  охватывает  все виды синтагматических  связей между  словами, словосочетаниями, частями  предложения и частями текста, т.е. связана с освоением синтаксических средств языка. В эту область входят такие  разделы, как «Синтаксис и пунктуация», «Текст».

       Более детальная развертка предметного  содержания  представлена  в таблицы 3.

Таблица 3. 

Предметное содержание образовательной  области «Филология», раздел «Язык»

 

Содержательная область

Средства анализа и построения языковых конструкций (понятия, представления)

Действия с языковым материалом

Слово, его значение, звучание и написание

 

 

  • отношение «форма - значение»
  • модели

 словообразования и словоизменения

  • несимметричность

формы и значения (омонимия, многозначность, синонимия)

 

  • родо-видовые

 отношения

  • отношение «часть –

целое»

  • отношение

 противоположности (антонимия)

  • членение слова на значимые части

 (морфемы)

  • определение значения слова по

 морфемному составу и по контексту

  • сравнение языковых единиц по форме и по

 значению (лексическому и грамматическому)

  • распознавание частей речи
  • «сворачивание» толкования в слово,

 «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели

  • объяснение значения слова:  при помощи

 однокоренного слова, синонимов, через отнесение к более общему понятию

  • построение простой классификации
  • объединение слов в тематические группы
  • построение упорядоченного списка
  • построение синонимических рядов и

 антонимических пар

  • отношение «звук-буква»
  • принципы русского

письма (фонематический, морфологический)

  • звуковая модель слова

 

  • построение рядов слов и словоформ с

чередующимися звуками (подбор однокоренных («одноморфемных») слов и изменение формы слова)

  • определение «ошибкоопасного места»,

(места орфограммы в слове)

Высказывание и его оформление в письменной речи

  • связь (смысловая и

 грамматическая: сочинение, подчинение, координация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • коммуникативная

ситуация

  • речевой жанр
  • установление и выражение отношений

зависимости/ независимости между словами в высказывании, частями высказывания

  • членение речи на отрезки, имеющие

смысловую и грамматическую завершенность (предложения)

  • преобразование высказывания (на уровне

 предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры

  • преобразование нелинейного текста

 (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание

  • определение цели высказывания и

 построение высказывания в соответствии с разными целями

  • преобразование высказывания в

 соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п.

  • модель предложения
  • отношения

однородности/ неоднородности

 

  • пунктуационное оформление

предложения (знаки конца предложения, знаки между частями сложного предложения)

  • пунктуационное оформление

предложения, содержащего однородные члены

 

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

 

 Русский язык

Виды речево… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz