…гических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п. Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В связи с тем что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько часов отводить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию. Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1 по 4 класс в следующих вариантах:
Возможно использование материала учебника учителем в качестве содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному искусству. 2. Интегрированные уроки технологии и изобразительного искусства (изо) – 2 часа в неделю. Для полноты реализации программы изобразительного искусства курс дополняется рабочей тетрадью по изо.
Общий объём учебного времени составляет от 135 до 270 (405) часов. Занятия могут проводиться учителем начальных классов, специалистами-предметниками (учитель по технологии, изобразительному искусству). Содержание курса имеет широкие возможности для его реализации во внеурочное время, особенно театрализованные виды деятельности в рамках раздела «Давным-давно». Также программа может быть использована в: - ИЗО-студиях; - театральных кружках; - центрах эстетического развития; - школах искусств. Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология. Прекрасное рядом с тобой», рабочих тетрадей «Технология. Прекрасное рядом с тобой» и методических рекомендаций к ним для каждого класса. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета[4]
Все результаты (цели) освоения предмета образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме.
1 класс Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений: - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений. Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена. По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний. По трудовой(технико-технологической) деятельности: знать - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; - конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; - названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; - технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки: сгибанием, по шаблону; - способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; - виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий. Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений: - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками; - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения). Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); - учиться планировать практическую деятельность на уроке; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов); Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов); - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. - договариваться сообща; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе. По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных; уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы. По трудовой деятельности: знать - виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; - неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка); - о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе; уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей; с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки. Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
3-4 классы
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений: - оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов. Познавательные УУД: - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония. По художественно-творческой изобразительной деятельности: иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях; знать холодные и тёплые цвета; уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов. По трудовой(технико-технологической) деятельности: знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки; уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу. Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. По художественно-творческой изобразительной деятельности: иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения; знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона; уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень). По трудовой (технико-технологической) деятельности: знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей; уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы. Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. VI. Содержание учебного предмета
1 класс - 33 (66) часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6/12 ч).
Профессии близких; профессии, знакомые детям. Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства). Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения. Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы. Самообслуживание - порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса. Работа с доступной информацией в учебнике - рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу. Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10/20 ч).
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам - декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты). Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с |
|