…едавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?» 

Выпускник научится:

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Музыка

1)      сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в  духовно-нравственном развитии человека;

2)      сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3)      умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4)      использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

В результате изучения музыки в начальной школе у выпускников будут сформированы основы музыкальной культуры; воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.

Выпускники начальной школы научатся воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Дети будут способны встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Раздел «Музыка в жизни человека»

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

 

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства» 

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Музыкальная картина мира»

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движе­ние, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

6. Технология

1)      получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2)      усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3)       приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4)      использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5)      приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6)      приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

 

В результате изучения курса технологии начальной школы выпускники научатся использовать полученные знания для оценки предметной среды обитания, ее улучшения и комфортного существования в данной среде, для анализа конструкций, созданных природой и человеком, и их использования в собственной творческой деятельности.

            Они приобретут полезные умения и навыки, необходимые для продуктивной созидательной деятельности, овладеют пространственным воображением, разовьют конструктивность и гибкость мышления, получат первоначальный опыт проектной деятельности.

            Выпускники научатся применять полученные знания и умения для решения учебных и практических задач; для организации продуктивного творческого досуга.

Человек и предметная среда его обитания

Выпускник начальной школы научится:

понимать, что:

  • предметный (рукотворный) мир как необходимая среда обитания человека создан его трудом;
  • мир вещей взаимосвязан с миром природы, т.к. отражает образы, существующие в природе, и изготавливается из материалов, произведённых из природного сырья; кроме того, в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных законов;
  • понимать, что мир  вещей взаимосвязан с духовным миром человека, т.к. в них находят отражение его познания, пристрастия и эмоционально-чувственное состояние человека, выраженное через образы с помощью материалов;
  • наблюдать и изучать конструктивные и декоративно-художественные принципы и законы, присущие природным объектам (симметрия, ритм, недеформируемые треугольные конструкции и др.);
  • использовать отдельные конструктивные и декоративно-художественные принципы и законы, присущие природным конструкциям, в своих изделиях;
  • изготавливать изделия в различных техниках (например, лепки, плетения из полос бумаги и др.) с использованием элементов национальных культурных традиций;
  • понимать основные правила и требования, которым должны соответствовать вещи, создаваемые и используемые человеком:
  • каждая вещь должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне;
  • конструкция и декор каждой вещи должны соответствовать ее назначению и общей обстановке, в которой изделие используется;
  • оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции и соответствия определенному стилю;
  • изготавливать изделия с учетом принципа стилевой гармонии

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать целесообразность для предметного мира отдельных конструктивных и декоративно-художественных принципов и законов, присущих природным объектам;
  • понимать и правильно оценивать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире;
  • понимать и воспроизводить отдельные наиболее распространенные традиционные правила, которые исторически использовались при создании предметного мира (упорядоченность формы и отделки в вещах; символическое значение предметов и узоров; знаки Солнца, Земли и Воды и др.);
  • проектировать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
  • проектировать и изготавливать предметы с использованием правил стилизации природных форм в бытовых предметах.

Технологическая компетенция (технологии ручной обработки материалов)

Выпускник научится:

  • использовать разные ручные инструменты для выполнения ремесленных и чертёжно-графических работ (ножницы, канцелярский нож, игла, циркуль, линейка, угольник, карандаш и др.);
  • выполнять обработку различных материалов (бумага, картон, ткань, фольга, природные материалы, пластические материалы и пр.) различными способами с учетом их основных свойств:

-        выкраивание деталей (отрыванием, резанием ножницами и канцелярским ножом);

-        трансформация и формообразование деталей (сгибанием, складыванием, сминанием, скручиванием и др.);

-        сборка (склеиванием, сшиванием, «щелевыми замками», проволокой и др.);

-        отделка (раскрашиванием, окрашиванием, аппликацией, вышивкой и др.);

  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений (линейка, угольник, шаблон, трафарет, циркуль и др.);
  • выполнять простые ручные строчки (прямая, косая, петельная, петлеобразная, крестообразная и их варианты);
  • изготавливать простейшие лекала и выкройки для изделий из ткани (прихватки и т.п.) и выполнять по ним разметку и раскрой деталей из ткани;
  • выполнять разнообразные работы из доступных поделочных материалов по образцу, словесному описанию, рисунку или технологической схеме;
  • осмысленно организовывать свою работу и соблюдать культуру труда (готовить рабочее место и поддерживать порядок в процессе работы, грамотно выполнять все действия и рационально использовать материалы, своевременно производить уборку рабочего места, поддерживать инструменты в надлежащем состоянии и правильно хранить их).

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно целенаправленно выбирать материалы и способы их обработки в соответствии с решаемой практической задачей;
  • целенаправленно выбирать и рационально использовать инструменты, приспособления  и способы работы в соответствии с решаемой практической задачей: для разметки, выкраивания, обработки материалов и пр.;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать технологии работы в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и основы проектной деятельности. Чертежно-графическая грамота. Работа с простейшей технической документацией

Выпускник научится:

  • мысленно анализировать устройство изделия, выделять конструктивные элементы, устанавливать их пространственные взаимосвязи; мысленно соединять отдельные детали в целостную конструкцию и проверять правильность своих умозрительных действий практическим путём;
  • понимать условные графические обозначения (линии чертежа, схемы), читать простейшую техническую документацию (простейшие чертежи и эскизы несложных объектов, технические рисунки, графические схемы);
  • строить развертку трехмерного изделия по образцу или техническому рисунку изделия;
  • выполнять разметку с опорой на рисунки, простейшие чертежи и эскизы;
  • собирать несложные конструкции с  опорой на рисунки, графические схемы;
  • производить несложные расчёты размеров деталей и изделия в целом;
  • планировать последовательность практической работы по изготовлению изделия в соответствии с особенностями его конструкции и технологии, прогнозировать возможные результаты и затруднения; при необходимости вносить коррективы в работу;
  • выполнять несложные индивидуальные проекты в соответствии с заданными требованиями (изделия, сообщения и др.), доступные по сложности коллективные проекты (комплексные работы, социальная помощь и др.):

-выдвигать проектные гипотезы, выбирать конструкцию изделия и оптимальную технологию его изготовления;

-искать, находить и отбирать необходимую информацию;

-осуществлять практическую работу по выполнению проекта.

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • производить мысленную трансформацию простого трехмерного изделия в плоскую развертку и наоборот;
  • вносить изменения в чертежи, эскизы, схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
  • создавать мысленный замысел конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплотить мысленный образ в материале.

7. Физическая культура

1)            формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2)            овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3)            формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Раздел «Знания о физической культуре»

Выпускник научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Раздел «Способы физкультурной деятельности»

Выпускник научится:

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Раздел «Физическое совершенствование»

Выпускник научится:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
  • плавать, в том числе спортивными способами;
  • выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).

УМК «Школа России» в полной мере реализует Требования ФГОС по реализации вышеперечисленных результатов.

 

Раздел 3. Рабочий учебный (образовательный) план

на 2011-2012  учебный год

 

Общие  замечания

 

В соответствии с приказом  Управления образования администрации муниципального образования  Ейский район  (№____  от ________2010 г.) с 1 сентября 2011 года в МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский района вводятся Федеральные государственные  образовательные стандарты начального  общего  образования. 

 

1 ступень – начальное  общее  образование

( для 1-х классов нового ФГОС НОО)

 

Пояснительная  записка

 

            Рабочий учебный (образовательный) план начальной школы составлен на основе:

  1. Приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
  2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02",

с учетом особенностей и специфики Основной образовательной программы начального  общего образования МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район, в основу которой положена  образовательная система «Школа России».

 Рабочий учебный план определяет:  

  • перечень учебных предметов,
  • образовательные межпредметные модули;
  • перечень  компонентов внеучебной  образовательной  деятельности, организованных в разных формах (клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год, 
  • соотношение между  обязательной (инвариативной) частью, включающей в себя обязательный компонент основной образовательной программы и образовательные рефлексивно – развивающие межпредметные модули, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и  составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметные области и 20% на вариативную часть, которая предоставляет возможность проведения 2-х образовательных межпредметных, модулей: «Первый раз в первый класс», «Рефлексивный (итоговый) модуль «Интегрированные проверочные работы»»,
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся составляет 21 час в неделю,

      При составлении учебного плана учитывался ряд принципиальных особенностей организации образовательного процесса на первой ступени школьного образования:

1)   особое место в образовании  младших школьников занимают интегративные курсы: обучение грамоте, окружающий мир и ОБЖ, музыка и театр, изобразительное искусство. Региональный компонент «Кубановедение» реализуется в 1-х классах за счет учебного предмета  «Окружающий мир». В связи с уменьшением на 1 час количества часов  на учебный предмет «Окружающий мир» преподавание ведется  по модифицированной программе, рассчитанной на 1 час. В рамках внеурочной деятельности для компенсации  сокращения программы введен факультатив « Юный краевед» и кружок «Экологическая дорожка.

2)   важное  место в учебном плане занимают межпредметные образовательные модули. Основная цель подобных  модулей – координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников. На учебный год приходится два  образовательных  модуля. Особое  место занимает  вводный образовательный модуль «Первый раз в первый класс», рассчитанный на 112 часов первой  четверти первого класса и «Рефлексивный (итоговый) модуль «Интегрированные проверочные работы»», рассчитанный на 20 часов. Главное  событие каждого  модуля проектируется как  особое общее дело всего класса: поход, презентация книги, праздник, соревнование и пр;

3)    для  формирования учебной  самостоятельности  младших школьников  используются всевозможные практики, которые организуются через групповые и индивидуальные консультации и мастерские, а также  тьюторское сопровождение индивидуальной и групповой домашней  самостоятельной работы  учащихся  . Вместо обязательной каждодневной домашней работы используется специально организованная на несколько недель (2-3) домашняя самостоятельная работа. Общее время на ее выполнение не превышает максимального объема домашнего задания для начальной ступени образования (от 1 часа в первом классе до 2 часов в четвертом).

     Исходя из вышеуказанных  особенностей, общая структура  учебного (образовательного) плана  имеет  три  раздела:

          1 раздел: обязательный (инвариантный)  компонент основной образовательной программы:

         В этом разделе указывается перечень учебных предметов и (межпредметных)  образовательных  модулей.

          2 раздел: вариативный  компонент основной образовательной программы в рамках предметных областей и образовательных модулей, в том числе и во внеурочных  формах.

           В этом разделе  указывается перечень учебных курсов, за пределами обязательных предметных областей, а также часы для  проведения рефлексивно-развивающих занятий со школьниками.

           3 раздел: внеурочная  образовательная  деятельность младших школьников.

            В этом разделе указываются разные виды образовательной  деятельности  учащихся. Эти виды деятельности могут быть организованы как в первой, так и во второй половине дня. Данные  занятия проводятся по выбору учащихся.

       Для  более  мобильной  организации  образовательного  процесса, составления  динамического  расписания  учебных  занятий, учета разных видов деятельности  младших школьников данный  учебный план составлен не в «недельной» форме. В учебном плане указано только общее  количество часов на разные виды занятий при соблюдении СанПиН и норматива годового распределения часов примерного базисного  учебного  плана.

      Такой подход к конструированию учебного  плана  позволяет более точно спланировать общее количество часов  на разные учебные курсы, модули, индивидуальные и групповые консультативные занятия и т.п. Фактически распределение часов становится основой для разработки  рабочих учебных программ курсов, модулей, консультативных занятий, домашней  самостоятельной  работы.

 

Часы на внеурочную деятельность для 1-х классов  распределены следующим образом:

 

                  Направления

Наименования занятий

Количество часов

Художественно-эстетическое

Кружок «Домисолька»,

Изо-студия «Акварелька»

1

1

Театральный кружок «Круглый год»

1

Спротивно-оздоровительное

Секция «Спортивные игры», программа «Здоровый ребенок- Физкультоша»

1

Духовно-нравственное

Студия «Дорогою добра»

1

 

Социальное, проектная деятельность

 


Кружок «Очумелые ручки»


Кружок «Волшебный мир»

1

 

 

 

Научно-познавательное

Проектная деятельность в рамках курсов «Занимательная математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»

1

Кружок «Звездочет»,

экологический кружок

1

1

 

 

Таблица-сетка часов учебного плана

МОУ  СОШ № 11 города Ейска МО Ейский район  для 1- го класса,

реализующего  федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального  общего образования

в  2011– 2012  учебном  году

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

 

I I

 

I I I

 

IV

 

 

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Английский язык

 

2

2

2

6

Математика

4

5

5

4

18

Окружающий мир

1

2

2

2

7

Духовная культура народов России

-

-

-

1

1

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

3

3

3

3

12

Кубановедение

1

1

1

1

4

Информатика

-

1

1

1

Продолжение »