…ый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;
Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя: 1 этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам; 2 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся; 3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления; 4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний. Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь-первая половина апреля) В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий: инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию; моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных задач; самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания; адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка); самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий; содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа); самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений); понимания устных и письменных высказываний. Рефлексивная фаза учебного года ( вторая половина апреля – май). Основными задачами заключительной фазы учебного года являются: определение количественного и качественного прироста (дельту) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года; восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса (учениками); предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу). Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса: 1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов; 2 этап - проведение межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи; 3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год.
Раздел 9. Основные термины и понятия основной образовательной программы
1.Качество образования Под качеством образования понимается степень соответствия образования требованиям, предъявляемым со стороны граждан, общества, государства, отражающего социализацию и успешность обучающихся и выпускников. Социализация – совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта. Успешность – уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране и культуре в сочетании с самоощущением человека, проявленным в результате высокой самооценки собственных достижений (личностных, социальных, финансовых, профессиональных и др.).
2.Результаты образования (образовательные результаты) Результаты образования – измеряемые достижения обучающихся, отражающие соответствие результатов образования требованиям, предъявляемым со стороны государства через Федеральные государственные образовательные стандарты образования. В качестве результатов образования могут выступать степень развития образовательной самостоятельности, инициативы, ответственности обучающихся, степень овладения ими компетентностями (внепредметными и предметными), социальным опытом, индивидуальный прогресс обучающегося, сохранение здоровья обучающихся, другие измеряемые характеристики.
Сквозные образовательные результаты – базовые результаты образования, отражающие достижения обучающихся на всех уровнях образования, ступенях обучения. Сквозные образовательные результаты могут измеряться через:
Ключевые (внепредметные) компетентности – универсальные общие способы действия, средства, формы мышления, формы кооперации и коммуникации, необходимые человеку для осуществления успешной деятельности в современном мире. Предметные компетентности – набор предметных средств и способов действий, позволяющих обучающемуся успешно решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях образования. Внеучебные достижения – образовательные результаты обучающихся, полученные в разных видах деятельности за пределами реализации основных образовательных программ школьного образования. Социальный опыт обучающегося – опыт, приобретенный обучающимся в ходе взаимодействия с окружающим миром, включая опыт по осознанию своих социальных позиций и социальных коммуникаций, позволяющий одновременно осознавать и действовать в той или иной сфере. Индивидуальный прогресс обучающегося – динамика образовательных достижений обучающегося за определенный период времени по одним и тем же показателям.
3.Обеспечение результативности и качества образования Обеспечение результативности и качества образования – процесс формирования и реализации психолого-педагогических, правовых, экономических, финансовых, информационных, социальных, кадровых и иных механизмов и условий, обеспечивающих наиболее полное соответствие образования требованиям граждан, общества, государства. Образовательный стандарт – совокупность требований к результатам, условиям и структуре образовательной программы, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Мониторинговые исследования в сфере образования – исследования, направленные на диагностику результатов и качества образования, проводимые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в установленном порядке субъектами и структурами системы образования и внешними по отношению к ней институтами. Финансовые механизмы, стимулирующие повышение качества образования – финансовое обеспечение реализации образовательной программы (в том числе на конкурсной основе), механизмы расчета стоимости образовательных программ, нормативно-подушевое финансирование, система оплаты труда, зависящая от результативности деятельности педагогического работника, выраженной в качестве и результатах образования учащихся. Система аттестации педагогических работников – совокупность средств и способов определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации, предполагающая обязательное участие педагогической общественности в определении такого рода соответствия. Условия, необходимые для реализации образовательной программы – совокупность факторов, оказывающих влияние на эффективность и результативность образовательной программы. 4.Объекты системы оценки результатов и качества образования Объекты системы оценки результатов и качества образования – явления, подвергающиеся оценке, в качестве которых выступают:
Образовательная программа – разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке документ, определяющий содержание образования и порядок (план) действий участников образовательного процесса, которые необходимо выполнить для получения образования определенного уровня. Программа развития образовательного учреждения – разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке документ, включающий комплексную систему целевых ориентиров деятельности образовательного учреждения и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Индивидуальная образовательная программа обучающегося – персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося, который обеспечивается выбором обучающимися (совместно с педагогами и родителями) содержания учебных дисциплин (курсов), своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, способов предъявления и оценки результатов, а также разные виды внеурочной деятельности и способы их оценки. Деятельность образовательной организации – процесс и результат его реализации, осуществляемый организацией, реализующей одну или несколько образовательных программ. Индивидуальные образовательные достижения обучающихся – совокупность учебных и внеучебных результатов, полученных в образовательных учреждениях (организациях) обучающимися за определенный период времени.
Условия реализации образовательных программ:
5.Показатели оценки результатов и качества образовательной программы Показателем оценки результатов и качества образовательной программы может выступать информация, отражающая преемственность, результативность, эффективность, адаптированность, доступность, инновационность образовательной программы, а также иная информация, дающее представление о результатах и качестве образования.
6. Показатели оценки результатов и качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся
7.Показатели оценки условий реализации образовательных программ
8. Показатели оценки результатов и качества деятельности образовательной организации Показатели оценки результатов и качества деятельности образовательной организации складываются из совокупности показателей по отдельным направлениям: оценка образовательной программы, оценка программы развития учреждения, оценка учебных достижений школьников, оценка труда педагогов учреждения и оценка условий реализации образовательных программ в учреждении.
9. Субъекты и инструменты оценивания результатов образования Инструменты оценивания результатов образования – способы определения степени соответствия образования требованиям, предъявляемым государством через ФГОС. В качестве инструментов оценивания результатов образования в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации применяются: стартовая диагностика, олимпиады, международные и мониторинговые исследования, экспертиза оценки формирования ключевых компетентностей у обучающихся, публичный доклад, внешний мониторинг состояния здоровья обучающихся, и иные способы. В качестве субъектов оценивания результатов образования могут выступать заказчики и потребители образовательных услуг. Стартовая диагностика – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся на переходе с одной ступени образования на другую. Олимпиада – форма независимого публичного состязания учащихся, требующая предъявления ими своих образовательных достижений, предполагающая очный или дистанционный формат участия. Международные исследования – одна из форм оценочных процедур, которая используется странами для проведения сравнительных оценок и определения тенденций в мировом образовательном пространстве. Мониторинговые исследования – оценочные процедуры, направленные на отслеживание основных механизмов и результатов образовательной политики на разном уровне (федерации, региона, муниципалитета и образовательного учреждения) с определенной периодичностью. Потребители образовательных услуг – организации или граждане, получающие образовательные услуги на возмездной или безвозмездной основе.
10.Субъекты и инструменты оценивания качества образования Инструменты оценивания качества образования – способы определения степени социализации и успешности учащихся и выпускников образовательных учреждений (организаций). В качестве инструментов оценивания качества образования могут применяются: экспертная оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка. В качестве субъектов оценивания качества образования могут выступать потребители образовательных услуг, институты внешней оценки качества. Институты внешней оценки качества – потребители образовательных услуг и организации, не являющиеся частью структуры системы образования, проводящие оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования по заказу участников образовательных отношений. Портфолио – комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки; Экспертная оценка – одна из форм оценочных процедур, направленная на определение качества экспертируемого объекта (процесса), предполагающая выдачу рекомендаций по его совершенствованию, используемая экспертами в тех случаях, когда образовательный результат или процесс не поддается измерению; Формативная оценка – оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дадтнейшей коррекции своей педагогической деятельности. Самооценка – одна из форм оценочных процедур личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
[3] В перспективе в рамках образовательной модели «Школа 2100» будет разработан курс по изобразительному искусству. [4] В рамках Образовательной системы «Школа 2100» мы предлагаем при составлении конспектов уроков при определении их целей (познавательных, развивающих и воспитательных) использовать перечисленные ниже формулировки умений и видов деятельности, которые доступны и понятны не только учителям, но и ученикам, поскольку включены в дневники школьников (хотя и изложены там в более доступной форме). [5] В программу включены знания и умения по художественно-изобразительной деятельности, необходимые для реализации цели и задач курса. Они не претендуют на полноту охвата и могут частично повторять содержание известных программ по изобразительному искусству. [6] Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материальными возможностями школы, класса. Допускается изучение этой темы на факультативе во внеучебное время. [7] Курсивом выделены виды учебной деятельности, которые желательны, но не обязательны в авторских программах и курсах. [8] В дополнение к данному списку могут потребоваться несложные инструменты для некоторых работ, предусмотренных в авторских учебно-методических комплектах (например, ручки старых кистей, палочки и пр.). [9] Вопрос о приобретении наборов «Конструктор», ввиду их возможной высокой стоимости, решается учителем совместно с родителями учащихся, исходя из конкретных условий и с учётом рекомендаций, предлагаемых авторами конкретных учебно-методических комплектов. [10] Исходя из условий и возможностей, все необходимые приспособления могут или покупаться, или изготавливаться из различных коробок и другого утилизированного материала. [11] Носят рекомендательный характер. Выполняются по усмотрению учителя под его руководством и при активном участии родителей. |
|