…ый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;
  • провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;
  • создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания  возможных  будущих направлений  учения.
  •          Для решения этих  задач внутри первой фазы учебного года выделяется  четыре последовательных  этапа  совместных  действий  учащихся и учителя:

    1 этап – проведение стартовых проверочных  работ по основным  учебным предметам;

    2 этап – коррекция  необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств  предметных действий) на основе данных стартовых  работ через организацию  самостоятельной работы учащихся;

    3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация  задач года и форма их представления;

    4 этап – представление результатов  самостоятельной работы  учащихся по коррекции их знаний.

    Фаза совместной постановки и решения  системы  учебных задач (октябрь-первая половина апреля)

          В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного  освоения  следующих  действий  и систем действий:

    инициативного поиска и пробы средств, способов решения  поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом  информационном  пространстве; сбора и наглядного представления  данных по заданию;

     моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение  частных задач;

    самоконтроля выполнения  отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов  выполнения  задания;

    адекватной самооценки собственных учебных  достижений на основе  выделенных  критериев  по инициативе самого  обучающегося (автономная оценка);

    самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием  индивидуальных  образовательных траекторий;

    содержательного и бесконфликтного  участия в совместной  учебной работе с одноклассниками как под руководством  учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

    самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений);

    понимания устных и письменных высказываний.

    Рефлексивная фаза  учебного года ( вторая половина апреля – май).

    Основными задачами  заключительной фазы  учебного года являются:

    определение  количественного и качественного  прироста (дельту) в знаниях и способностях  учащихся по отношению к началу  учебного года;

    восстановление и осмысление  собственного  пути  движения в учебном  материале года, определение  достижений и проблемных точек  для каждого ученика класса (учениками);

    предъявление  личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений  класса как общности (родителям, школьному  сообществу).

    Данная фаза имеет  несколько этапов  организации образовательного  процесса:

    1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных  работ. Анализ и обсуждение их результатов;

    2 этап  - проведение  межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи;

    3 этап  - подготовка  и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 9. Основные  термины и понятия основной  образовательной  программы

     

    1.Качество образования

          Под качеством образования понимается степень соответствия образования требованиям, предъявляемым со стороны граждан, общества, государства, отражающего социализацию и успешность  обучающихся и выпускников.

    Социализация – совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта.

    Успешность – уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране и культуре в сочетании с самоощущением человека, проявленным в результате высокой самооценки собственных достижений (личностных, социальных, финансовых, профессиональных и др.).

     

    2.Результаты образования (образовательные результаты)

           Результаты образования – измеряемые достижения обучающихся, отражающие соответствие результатов образования требованиям, предъявляемым со стороны государства через Федеральные государственные  образовательные стандарты образования.

           В качестве результатов образования могут выступать степень развития образовательной самостоятельности, инициативы, ответственности обучающихся, степень овладения ими компетентностями (внепредметными и предметными), социальным опытом, индивидуальный прогресс обучающегося, сохранение здоровья обучающихся,  другие измеряемые характеристики.

     

    Сквозные образовательные результаты – базовые результаты образования, отражающие достижения обучающихся на всех уровнях образования, ступенях обучения. Сквозные образовательные результаты могут измеряться через:

    • образовательную самостоятельность, подразумевающую умения обучающегося создавать и использовать средства для собственного личностного развития;
    • образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
    • образовательную ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.

    Ключевые (внепредметные) компетентности – универсальные общие способы действия, средства, формы мышления, формы кооперации и коммуникации, необходимые человеку для осуществления успешной деятельности в современном мире.

    Предметные компетентности – набор предметных средств и способов действий, позволяющих обучающемуся успешно решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях образования.

    Внеучебные достижения – образовательные результаты обучающихся, полученные в разных видах деятельности за пределами реализации основных образовательных программ школьного образования.

    Социальный опыт обучающегося – опыт, приобретенный обучающимся в ходе взаимодействия с окружающим миром, включая опыт по осознанию своих социальных позиций и социальных коммуникаций, позволяющий одновременно осознавать и действовать в той или иной сфере.

    Индивидуальный прогресс обучающегося – динамика образовательных достижений обучающегося за определенный период времени по одним и тем же показателям.

     

    3.Обеспечение результативности и качества образования

         Обеспечение результативности и качества образования – процесс формирования и реализации психолого-педагогических, правовых, экономических, финансовых, информационных, социальных, кадровых и иных механизмов и условий, обеспечивающих наиболее полное соответствие образования требованиям граждан, общества, государства.

    Образовательный стандарт – совокупность требований к результатам, условиям и структуре образовательной программы, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Мониторинговые исследования в сфере образования – исследования, направленные на диагностику результатов и качества образования, проводимые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в установленном порядке субъектами и структурами системы образования и внешними по отношению к ней институтами.

    Финансовые механизмы, стимулирующие повышение качества образования – финансовое обеспечение реализации образовательной программы (в том числе на конкурсной основе), механизмы расчета стоимости образовательных программ, нормативно-подушевое финансирование, система оплаты труда, зависящая от результативности деятельности педагогического работника, выраженной в качестве и результатах образования учащихся.

    Система аттестации педагогических работников – совокупность средств и способов определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации, предполагающая обязательное участие педагогической общественности в определении такого рода соответствия.

    Условия, необходимые для реализации образовательной программы – совокупность факторов, оказывающих влияние на эффективность и результативность образовательной программы.

    4.Объекты системы оценки результатов и качества образования

    Объекты системы оценки результатов и качества образования – явления, подвергающиеся оценке, в качестве которых выступают:

    • совокупность основных образовательных программ, включающих условия их реализации (экономические, финансовые, кадровые, учебно-методические, информационно-коммуникационные и иные);
    • результаты и деятельность образовательных учреждений (в том числе результаты и деятельность персонала), обеспечивающие эффективность и доступность образования;
    • индивидуальные образовательные достижения (включая внеучебные), социализация и успешность обучающихся.

    Образовательная программа – разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке документ, определяющий содержание образования и порядок (план) действий участников образовательного процесса, которые необходимо выполнить для получения образования определенного уровня.

    Программа развития образовательного учреждения – разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке документ, включающий комплексную систему целевых ориентиров деятельности образовательного учреждения и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

    Индивидуальная образовательная программа обучающегося – персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося, который обеспечивается выбором обучающимися (совместно с педагогами и родителями) содержания учебных дисциплин (курсов), своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, способов предъявления и оценки результатов, а также разные виды внеурочной деятельности и способы их оценки.

    Деятельность образовательной организации – процесс и результат его реализации, осуществляемый организацией, реализующей одну или несколько образовательных программ. 

    Индивидуальные образовательные достижения обучающихся – совокупность  учебных и внеучебных результатов, полученных в образовательных учреждениях (организациях) обучающимися за определенный период времени.

     

    Условия реализации образовательных программ:

    • Кадровые условия – совокупность требований к кадровому составу соответствующего образовательного учреждения, включающих требования к укомплектованности образовательного учреждения квалифицированными педагогическими, руководящими и иными работниками, к уровню их квалификации, а также к организации непрерывного профессионального развития через систему повышения квалификации и самообразование;
    • Финансовые условия – совокупность требований к финансовым условиям реализации образовательных программ, включая соответствующие нормативы расходов на реализацию указанных программ;
    • Материально-технические условия – совокупность требований к обеспечению учебного процесса оборудованием, помещениями и иными видами имущества;
    • Учебно-методическое обеспечение образовательной программы – совокупность требований, перечень необходимой учебной и методической литературы, информационных баз, иных ресурсов, необходимых для эффективного и качественного образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.
    • Информационное оснащение и обеспечение реализации образовательной программы – совокупность требований, направленных на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации в сети Интернет.
    • Психолого-педагогические условия – совокупность требований к содержанию, способам и формам образовательного  процесса, соответствующих возрастным возможностям обучающихся, целям и задачам определенной  ступени  образования.
    • Правовое обеспечение – совокупность нормативных правовых актов, локальных актов соответствующей образовательной организации, обеспечивающих качественную реализацию основных образовательных программ.

     

    5.Показатели оценки результатов и качества образовательной программы

        Показателем оценки результатов и качества образовательной программы может выступать информация, отражающая преемственность, результативность, эффективность, адаптированность, доступность, инновационность образовательной программы, а также иная информация, дающее представление о результатах и качестве образования. 

    • Результативность – совокупность образовательных результатов с описанием уровней их достижения, которые могут быть достигнуты в ходе реализации образовательной программы;
    • Эффективность – комплекс мер, направленных на минимизацию (оптимизацию) временных затрат педагогических и детских действий для достижения конечных результатов реализации образовательной программы;
    • Адаптированность – сформированный комплекс рабочих учебных и внеучебных программ, разработанных и используемых ОУ с учетом возрастных и личностных особенностей, потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся и воспитанников.
    • Доступность – качественный показатель образовательных программ, устанавливающий соответствие их уровня и уровня интеллектуального развития, потенциальных возможностей обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, а также возможностей освоения образовательной программы в разных формах (очной, заочной, экстернат, семейной с дистанционной поддержкой).
    • Инновационность – качественный показатель, устанавливающий соответствие целей, задач, содержания образовательных программ прогнозируемым результатам инновационных направлений и программ развития образовательного учреждения;
    • Ресурсность – оптимальный комплекс условий, необходимых для достижения основных образовательных результатов.

     

    6. Показатели оценки результатов и качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся

    • §     Интегративность – соотношение разных  аспектов образовательных  результатов (предметные, компетентностные (универсальные способы деятельности), социальный опыт (внеучебные и внешкольные достижения) при оценке индивидуальных образовательных  достижений школьников и качества  образования (социализация, успешность);
    • §     Динамизм – учет индивидуального прогресса при подведении итогов результатов  образования  учащегося за определенный  период времени;
    • §     Инициативность и ответственность – возможность учащихся предъявлять результаты своего труда на оценку другому (взрослому, одноклассникам) по собственной  инициативе;
    • §     Презентационность – наличие специального  места (натурального или(и)  виртуального) для публичного предъявления  учащимися своих образовательных  достижений;
    • §     Технологизм – наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных  образовательных  результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
    • §     Открытость – возможность участия всех субъектов образовательного процесса в  оценке  индивидуальных результатов и качества образования школьников.

     

    7.Показатели оценки условий реализации образовательных программ

    • Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды - соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность  горячим питанием, наличие лицензированного  медицинского  кабинета, динамического  расписание  учебных занятий,  учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное  пространство; состояние  здоровья  учащихся;
    • Кадровый потенциал – наличие  педагогов, способных реализовать ООП (по квалификации, по опыту, повышение  квалификации, наличие званий, победители профессиональных конкурсов, участие в проектах, грантах и т.п.;
    • Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса – обоснованное и эффективное  использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение  ИКТ-технологиями  педагогогами) в образовательном процессе;
    • Правовое обеспечение  реализации ООП – наличие локальных нормативно-правовых актов и их использование  всеми субъектами  образовательного  процесса;
    • Управление образовательным процессом – наличие  баланса между  внешней и внутренней  оценкой (самооценкой) деятельности всех субъектов образовательного  процесса при реализации  ООП, участие общественности (в том числе родительской)  в управлении  образовательным процессом;
    • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса – обоснованность использования  помещений и оборудования  для  реализации ООП.
    • §     Учебно-методическое обеспечение образовательного  процесса – обоснование использования списка учебников для  реализации задач  ООП;  наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые  образовательные ресурсы, частота их использования  учащимися  на индивидуальном уровне. 

     

    8. Показатели оценки результатов и качества деятельности образовательной организации

       Показатели оценки результатов и качества деятельности образовательной организации складываются из совокупности показателей по отдельным направлениям: оценка  образовательной программы, оценка программы развития учреждения, оценка учебных достижений  школьников, оценка труда педагогов учреждения и оценка условий реализации образовательных программ в учреждении. 

     

    9. Субъекты и инструменты оценивания результатов образования

           Инструменты оценивания результатов образования – способы определения степени соответствия образования требованиям, предъявляемым государством через ФГОС.

           В качестве инструментов оценивания результатов образования в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации применяются: стартовая диагностика, олимпиады,  международные и  мониторинговые исследования, экспертиза оценки формирования ключевых компетентностей у обучающихся, публичный доклад, внешний мониторинг состояния здоровья обучающихся, и иные способы.

    В качестве субъектов оценивания результатов образования могут выступать заказчики и потребители образовательных услуг.

    Стартовая диагностика – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся на переходе с одной ступени образования на другую.

    Олимпиада – форма независимого публичного состязания учащихся, требующая  предъявления ими своих образовательных достижений, предполагающая очный или дистанционный формат участия.

    Международные исследования – одна из форм оценочных процедур, которая используется странами для проведения сравнительных оценок и определения тенденций в мировом образовательном пространстве.

    Мониторинговые исследования – оценочные процедуры, направленные на отслеживание основных механизмов и результатов образовательной политики на разном уровне (федерации, региона, муниципалитета и образовательного учреждения) с определенной периодичностью.

    Потребители образовательных услуг – организации или граждане, получающие образовательные услуги на возмездной или безвозмездной основе.

     

    10.Субъекты и инструменты оценивания качества образования

           Инструменты оценивания качества образования – способы определения степени социализации и успешности учащихся и выпускников образовательных учреждений (организаций).

           В качестве инструментов оценивания качества образования могут применяются: экспертная оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка.

    В качестве субъектов оценивания качества образования могут выступать потребители образовательных услуг, институты внешней оценки качества.

          Институты внешней оценки качества –  потребители образовательных услуг и организации, не являющиеся частью структуры системы образования, проводящие оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования по заказу участников образовательных отношений.

          Портфолио – комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки;

         Экспертная оценка – одна из форм оценочных процедур, направленная на определение качества экспертируемого объекта (процесса), предполагающая выдачу рекомендаций по его совершенствованию, используемая экспертами в тех случаях, когда образовательный результат или процесс не поддается измерению;

          Формативная  оценка – оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дадтнейшей коррекции своей педагогической  деятельности.

    Самооценка – одна из форм оценочных процедур личности самой  себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

     

     

     

     


     

     

    [3] В перспективе в рамках образовательной модели «Школа 2100» будет разработан курс по изобразительному искусству.

    [4] В рамках Образовательной системы «Школа 2100» мы предлагаем при составлении конспектов уроков при определении их целей (познавательных, развивающих и воспитательных) использовать перечисленные ниже формулировки умений и видов деятельности, которые доступны и понятны не только учителям, но и ученикам, поскольку включены в дневники школьников (хотя и изложены там в более доступной форме).

    [5] В программу включены знания и умения по художественно-изобразительной деятельности, необходимые для реализации цели и задач курса. Они не претендуют на полноту охвата и могут частично повторять содержание известных программ по изобразительному искусству.

    [6] Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материальными возможностями школы, класса. Допускается изучение этой темы на факультативе во внеучебное время.

    [7] Курсивом выделены виды учебной деятельности, которые желательны, но не обязательны в авторских программах и курсах.

    [8] В дополнение к данному списку могут потребоваться несложные инструменты для некоторых работ, предусмотренных в авторских учебно-методических комплектах (например, ручки старых кистей, палочки и пр.).

    [9] Вопрос о приобретении наборов «Конструктор», ввиду их возможной высокой стоимости, решается учителем совместно с родителями учащихся, исходя из конкретных условий и с учётом рекомендаций, предлагаемых авторами конкретных учебно-методических комплектов.

    [10] Исходя из условий и возможностей, все необходимые приспособления могут или покупаться, или изготавливаться из различных коробок и другого утилизированного материала.

    [11] Носят рекомендательный характер. Выполняются по усмотрению учителя под его руководством и при активном участии родителей.

                   

    Конструктор сайтов - uCoz