…за свою Родину, народ и историю, осознание своей личной ответственности за благосостояние общества

Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение

Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой

Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества

Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке)

Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать

Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма

Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей

 

На основе национального воспитательного идеала

основной педагогической целью – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учетом Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

-       формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

-       формировать у ребенка чувство долга

-       формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-        

-       формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

-       формирование обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-       формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-       формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-       развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

 

В области формирования социальной культуры:

-       формирование основ российской гражданской идентичности;

 

-       воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

 

-       развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-        

-       развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

-       становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-       формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

-       формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

-       формирование отношения к семье как основе российского общества;

-       формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-        

-       знакомство обучающегося с культурно-историческим и  этническими традициями российской семьи.

 

2. Ценностные установки духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся

Традиционными источниками нравственности являются:

-       патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

-       социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

-       гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

-       семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

-       личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

-       труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

-       наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

-       традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

-       искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

-       природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

-       человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район при формировании программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Образовательное учреждение при разработке собственной программы духовно-нравственного развития  и  воспитания  может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей осуществления образовательного процесса образовательное учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

 

3. Основные направления и ценностные 

основы духовно-нравственного развития 

и воспитания обучающихся на ступени 

начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор: жизнь и смысл жизни; справедливость: милосердие: честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жижи.

Ценности: уважение к труду: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому обрату жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земли; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. (Выбрать приоритетные и остальные подчинить или добавить свои)

 

4. Содержание духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственно го развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метол нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношении ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метол воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, просудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношении, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонифнкации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с топ ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип аналогического общения. В формировании ценностных отношении большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит ив признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребенка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубьектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социально», информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие случающихся и поддерживаемое укладом шкальной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

 

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания. 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-       элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-       представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Краснодарского края, МО Ейский район;

-       элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

-       элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

-       интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-       уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

-       ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-       начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-       элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

-       интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

-       стремление активно участвовать в делах класса, шкалы, семьи, своего села, города;

-       любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу России;

-       уважение к защитникам Родины;

-       умение отвечать за свои поступки;

-       негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-       первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

-       различение хороших и плохих поступков;

-       представления о правилах повеления в образовательном учреждении, лома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

-       элементарные представления о религиозной картине мира, рати традиционных религии в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

-       уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

-       установление дружеских взаимоотношении в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-       бережное, гуманное отношение ко всему живом)';

-       знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться "волшебными" словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

-       стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

-       представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр. кино, телевизионных передач, рекламы;

-       отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

-       первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей рати образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-       уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-       элементарные представления об основных профессиях;

-       ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

-       элементарные представления о рати знании, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-       первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

-       умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых задании;

-       умение соблюдать порядок на рабочем месте;

-       бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-       отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

-   ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-   элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-   элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

-   понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-   знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегаюшего режима дня;

-   интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-   первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

-   первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

-   отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятии физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

-       развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-       ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-       элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-      

·      бережное отношение к растениям и животным. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

-       формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

-       представления о душевной и физической красоте человека;

-       формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-       интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, мушке;

-       интерес к занятиям художественным творчеством;

-       стремление к опрятному внешнему виду;

-       отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

 Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-       получение первоначальных представлении о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Героем, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Краснодарского края, МО Ейский район (на плакатах, картинах в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

-       ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествии по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

-       ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсии, путешествии, туристско-краеведческих экспедиции, изучения вариативных учебных дисциплин);

-       знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятии, посвященных государственным праздникам);

-       знакомство с деятельностью общественных организации патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движении, организации, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

-       участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревновании, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

-       получение первоначального опыта некультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

-       участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

 

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-       получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсии, заочных путешествии, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

-       ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителен) с деятельностью традиционных религиозных организации (путём проведения экскурсии в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

-       участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятии, направленных на формирование представлении о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

-       ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

-       усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношении в коллективе класса и образовательного учреждения – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

-       посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

-       получение первоначальных представлении о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

-       расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями» творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятии обучающиеся получают первоначальные представления о роли здании, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

-       участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными вилами труда, различными профессиями в ходе экскурсии на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессии;

-       узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентации "Труд наших родных";

-       получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в холе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуации по мотивам различных профессии, проведения внеурочных мероприятии (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

-       приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижении, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

-       учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета "Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

-       приобретают начальный опыт участия в различных вилах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждении дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединении как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

-       приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

-       участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к трупу и жизни.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

-   приобретение познании о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма. об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физическои культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профес

Конструктор сайтов - uCoz