…>Основные виды учебной деятельности учащихся | ||||
1 час в неделю1 | 2 часа в неделю2 | |||
ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО | Вспомни! | 1 | 1 | - Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов); - сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя - исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; - искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты; - осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда; - планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; - с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; - осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. С помощью учителя: - сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; - моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); - конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции; - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; - осуществлять самоконтроль; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыть и усвоено на уроке. С помощью учителя: - наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео); - наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; - выполнять предложенные на цифровых носителях задания.
|
Прекрасное в природе | 1 | 2 | ||
Прекрасное в человеке | 1 | 2 | ||
Прекрасное в труде | 1 | 2 | ||
Возвышенное в жизни | 1 | 2 | ||
Возвышающее искусство | 1 | 3 | ||
Трагическое переживание | 1 | 2 | ||
Очищающее страдание | 1 | 2 | ||
Комическое вокруг нас | 2 | 3 | ||
Художники шутят | 1 | 3 | ||
Вечное движение жизни | 1 | 2 | ||
Подражание в искусстве | 2 | 4 | ||
Цвет и звук вокруг нас | 2 | 4 | ||
Настроение в искусстве | 1 | 2 | ||
ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА | Человек в искусстве | 1 | 3 | |
Природа в искусстве | 1 | 2 | ||
Загадочный мир предметов | 2 | 4 | ||
ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДМЕТА
| Лампа | 1 | 1 | |
Натюрморт | 2 | 4 | ||
Изображение события в искусстве | 2 | 2 | ||
Чудесные превращения | 1 | 5 | ||
Разыгрываем песню! | 1 | 1 | ||
ДАВНЫМ- ДАВНО... | Человек создал искусство для вечности | 2 (коллек- тивная) | 4 (коллективная) | |
Архитектура на все времена | 2 (коллек-тивная) | 4 (коллективная) | ||
Человек запечатлел движение | 1 | 2 по усмотре- нию учителя | ||
Театр стал искусством | } 1 | |||
Haш театр | ||||
| Итого | 34 | 68 | |
|
3 класс
Разделы |
Темы | Примерное количество часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся | |
1 час в неделю | 2 часа в неделю | |||
ЖИЗНЬ, труд, ИСКУССТВО | Вспомни! | 1 | 1 | Под руководством учителя: - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения. Самостоятельно: - выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов). С помощью учителя: - проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в подобранном материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности; - обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. С помощью учителя: - наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; - исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять):
- проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды; - планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; - осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; - обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности. |
Все начинается с замысла | 1 | 2 | ||
Воплощение замысла | 2 | 4 | ||
Роль фантазии в реализации замысла | 2 | 4 | ||
О чём могут рассказать игрушки | 2 | 4 | ||
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО | Переосмысление жизни в творчестве | 2 (коллективная) | 4 (коллективная) | |
Переосмысление жизни в искусстве | ||||
ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ В ОБРАЗАХ | Народное искусство | 1 | 2 | |
Живопись | 1 | 2 | ||
Архитектура | 2 | 3 | ||
Вещи века | 1 | 2 | ||
Компьютер | 1 | 2 | ||
Материал и образ | 1 | 4 | ||
Гармония образа | 1 | 2 | ||
Отражение времени в творчестве | 1 | 2 | ||
Единство человека и природы | 1 | 2 | ||
Архитектурные образы | 2 | 4 (коллективная) | ||
Мастерство обобщения | 1 | 1 | ||
Личность автора в творчестве | 1 | 1 | ||
Мысли и чувства | 1 | 2 | ||
Многообразие проявления гармонии | 1 | 2 | ||
Цвет в природе и творчестве | 1 | 2 | ||
Образ художника в его творчестве | 1 | 4 | ||
| Образ ученого, исследователя, изобретателя | 2 | 2 (коллективная) | |
давным-давно | Человек вознесся к небесам | 2
| 4
| |
| Образ нового человека | 1 | 2 | |
| Из тьмы явился свет | 1 | 4 | |
| Весь мир - театр | 6 (внеурочное время) | 6 (внеурочное время) | |
| Наш театр | |||
| Разыгрываем басню | |||
| Итого | 34 | 68 |
4 класс
Разделы |
Темы | Примерное количество часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся | |
1 час в неделю | 2 часа в неделю | |||
ЖИЗНЬ, и деятельность человека | Вспомни! | 1 | 1 | Под руководством учителя: - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Самостоятельно: - проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности; - анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; - осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения; - анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); - создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; - планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения; - организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; - работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; - осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности и одноклассников; - обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности. |
Прикладное искусство. Архитектура | 1 | 2 | ||
Мода и моделирование | 2 | 4 | ||
Интерьер | 1 | 1 | ||
Книга в жизни человека | 2 | 6 | ||
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ | Фотография | 1 | 2 | |
Компьютер - помощник человека | 3 | 8 | ||
Изобразительное искусство как свидетельство времени |
2 |
2 | ||
Реальный и фантастический мир | ||||
В МАСТЕРСКОЙ ТВОРЦА | Название | 1 | 1 | |
Конструкция | 2 | 2 (коллективная) | ||
Композиция |
1 |
4 | ||
Композиция в музыке и живописи | ||||
Пропорции | 1 | 2 | ||
Ритм | 2 | 6 | ||
Перспектива |
2 |
4 | ||
Воздушная перспектива | ||||
Колорит | 1 | 2 | ||
Материал и фактура | 3 | 6 | ||
В залах политехнического музея | 1 | 2 | ||
давным-давно | Классицизм | 2
| 4 (коллективная) | |
Романтизм | 1 | 2 | ||
Реализм | 1 | 1 | ||
Модерн | 1 | 2 | ||
Конструктивизм | 1 | 2 | ||
в поисках совершенства | Современный дизайн | 1 | 2 | |
| Театр – коллективный вид деятельности | 4 (внеурочное время) | 4 (внеурочное время) | |
| Театр – синтетический вид искусства | |||
| Разыгрываем сказку | |||
| Итого | 34 | 68 |
VIII. Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям[7]);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
IX. Рекомендации по оснащению учебного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться - трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи[8];
- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»[9];
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.[10]
X. Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
Учебный предмет «технология» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это способствует возрождению ценных традиций, в частности, семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т.д.
Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творческой и проектной деятельности могут быть реализованы во внеурочное время в следующих вариантах форм:
1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;
2) кружки, творческие группы и клубы по интересам:
а) художественно-прикладные региональной направленности,
б) художественно-прикладные общего характера (оригами, художественной вышивки, вязания, макраме, мягкой игрушки, бисероплетения, «Юный скульптор», «Золотая соломка», «Книжкина больница», «Куклы народов мира», «Букеты со всего света», «Украшения – своими руками», «Подарки и сувениры», «Театр на столе» и т.п.);
3) олимпиады, конкурсы, выставки, праздники труда;
4) театральные постановки (с использованием кукол, масок, декораций, сделанных своими руками);
5) общественно полезные дела для класса, образовательного учреждения, района (например, оформление классов, школьных рекреаций, изготовление игрушек для дошкольников, подарков для ветеранов, участие в оснащении и оформлении площадок и т.п.);
6) факультатив по освоению компьютера и доступных компьютерных программ (в рамках Федерального стандарта);
7) доступная проектная деятельность.
Предложенные формы не являются окончательными и обязательными. Выбор форм и содержания внеурочной работы зависит от традиций и особенностей региона (территории), решаемых задач и содержательного направления деятельности образовательного учреждения, квалификации педагогических кадров.
XI. Проектная деятельность в курсе «Технология»
Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
Проект на уроках технологии – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
В курсе технологии проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Проекты выполняют, начиная со второго класса. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Поэтому для второклассников больше подходят небольшие творческие работы, объединённые общей темой.
В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Последовательность работы над проектом
(примерные схемы)
Технологический проект
1-й этап. Разработка проекта |
| ||
Для чего и кому нужен проект? | 1. Сделать подарок. 2. Подготовиться к празднику. 3. Что-то другое… | ||
Что будем делать?
|
| ||
Как делать?
|
| ||
2-й этап. Выполнение проекта | |||
Воплощаем замысел |
| ||
3-й этап. Защита проекта | |||
Что делали и как? |
| ||
|
Информационный проект
1-й этап. Разработка проекта | |||
Для чего и кому нужен проект? | 1. Выступить перед школьниками. 2. Выступить перед взрослыми. 3. Что-то другое… | ||
Что будем делать?
|
| ||
Как делать? |
| ||
2-й этап. Выполнение проекта | |||
Воплощаем замысел |
| ||
3-й этап. Защита проекта | |||
Что делали и как? | 1.Что решили дел… Продолжение » |
|