…ие частей в изо, музыке, литературе, театре.
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне. Примечание. Содержание художественно-творческой и трудовой деятельности выстраивается по горизонтальным параллелям, что обеспечивает интегративные связи.
5. Использование информационных технологий. (Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
Понятия: 1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена. 2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. 3. Технико-технологические: изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.
2 класс - 34 (68) часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6/12 ч).
Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека. Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника). Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материалы. Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление). Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников. Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10/20 ч).
Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, ряжа, ткани породного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги. Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
3. Конструирование (7/14 ч).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Художественно-творческая деятельность (10/20 ч).
Эстетические понятия. I. Эстетическое в жизни и в искусстве. (Категории прекрасного, трагического, комического, возвышенного.) II. Основы композиции. (Соотношение всех компонентов в произведении искусства. Движение – основа материи и форма её существования. Жанры: натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет. Правда и правдоподобие.) III. Из истории развития искусства – искусство Египта и Античности. Эстетический контекст. Эстетические категории как выражение целесообразности в жизни и искусстве. Прекрасное в природе, человеке, труде. Проявление эстетических категорий в различных видах искусства (в изо, театре, литературе, музыке). Композиция в изо, театре, литературе, музыке. Композиция как часть и целое. Настроение в искусстве. Колорит. Движение как форма существования природы. Подражание. Статика. Изображение движения через композицию. Движение животных и его изображение в искусстве. Отражение чувств и мыслей человека в различных жанрах. Жанры в литературе: лирика, проза, драматургия. Жанры в театре: комедия, трагедия, драма. Жанры в музыке: песня, танец, марш. Мир природы и природный материал. Соотношение материального и идеального. Основа художественного образа. Синкретичность (неразрывность) в развитии искусства. Театр - синтетический вид искусства.
5. Использование информационных технологий. (Демонстрация учителем с привлечением учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
Понятия: 1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и правдоподобие. 2. Художественно-изобразительные: иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация. 3. Технико-технологические: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.
3 класс – 34 (68) часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6/12 ч).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника. Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке). Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края. Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества. Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты. Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу). Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10/20 ч).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки. Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов). Вырезывание отверстий на деталях. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (6/12ч).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.
4. Художественно-творческая деятельность (8/16 ч).
Эстетические понятия. I. Эстетическое в жизни и искусстве. (Художественный образ.) II. Основы композиции. (Форма и содержание. Игрушка. Дисгармония.) III. Из истории развития искусства. (Искусство эпохи Средневековья и Возрождения.) Эстетический контекст. Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства. Соответствие формы и содержания в изо, литературе, музыке, театре, архитектуре. Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление жизни. Народность, утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке. Современное значение игрушки. Нарушение пропорций, разрушение целостности, какофония (шумовой эффект в музыке, театре), асимметрия. Театр народов мира.
5. Использование информационных технологий (4/8 ч).
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет[6], видео, DVD).
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
Понятия: 1. Культурологические: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония. 2. Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета - воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции. 3. Технологические: эскиз развертки, развёртка, линии чертёжа (линии разрыва и невидимого контура).
4 класс – 34 (68) часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4/8 ч).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода). Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Коллективные проекты. Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8/16 ч).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий. Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование (4/8 ч).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.
4. Художественно-творческая деятельность (10/20 ч).
Эстетические понятия. I.Эстетическое в жизни и искусстве. (Обобщенные знания о соотношении реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве.) II. Основы композиции (Средства художественной выразительности. Обобщённые знания о единстве формы и содержания как средства существования искусства.) III. Из истории развития искусства. (От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства.) Эстетический контекст. Настроение в декоративно-прикладном искусстве, изо, литературе, музыке, театре. Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логика построения изделия - от замысла через образ к изделию. Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция. Ритм в декоративно-прикладном искусстве, изо, музыке, литературе, театре. Роль фактуры материала в изделии. Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция). Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр (основа сценария, образ персонажа, образ обрамления, образ-восприятие).
5. Использование информационных технологий (8/16 ч).
Персональный компьютер (ПК). Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Работа с доступной информацией программы Word, Power Point.
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
Понятия: 1. Культурологические: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, анализ художественного произведения. 2. Художественно-изобразительные: средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре, ассоциации, свет и тень. 3. Технико-технологические: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.
VII. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности учащихся
1 класс
2 класс
|